Ответы к §12. Класс головоногие моллюски
§12. Вспомните
Задание №1
Как осуществляется реактивное движение у животных?
Ответ:
Реактивное движение у животных: вбирание в себя воды, а затем с огромной силой проталкивание ее через особое отверстие − "воронку", и с большой скоростью (около 70 км/час) движение толчками назад. По принципу реактивного движения в живой природе передвигается целый ряд животных, например, медузы, морские моллюски гребешки, личинки стрекозы−коромысла, кальмары, осьминоги, каракатицы.
Задание №2
Что такое мозг?
Ответ:
Мозг − центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нейронов. Он управляет работой других органов и всего тела. Головной мозг регулирует все процессы, происходящие в организме. Его называют главным «командным пунктом» всего организма.
§12. Вопросы <<
Задание №1
Чем головоногие моллюски отличаются от других моллюсков?
Ответ:
У головоногих моллюсков отсутствует наружная раковина, остаётся только слабо развитая внутренняя раковина (у осьминогов нет и её). Редукция раковины связана с большой подвижностью моллюсков (некоторые кальмары могут плавать со скоростью 50 км/ч).
Внутреннее строение: от других моллюсков головоногих отличает наличие внутреннего скелета, состоящего из хряща: есть хрящевой череп, защищающий мозг, а также хрящи в основаниях щупалец.
Также для головоногих моллюсков характерно обитание исключительно в соленой воде.
Задание №2
Как головоногие моллюски приспособлены к реактивному движению?
Ответ:
Высокое развитие нервной системы и органов чувств обеспечивает головоногим моллюскам способность к активному передвижению, а также этому помогает развитая мускулатура. Так реактивное движение происходит за счет того, что животное втягивает воду в мантийную полость (с помощью ее мускулистых стенок) и выталкивает ее через воронку.
Задание №3
Какие приспособления для добывания пищи и защиты от врагов есть у головоногих моллюсков?
Ответ:
Головоногие ведут хищный образ жизни, питаясь рыбой, крабами, двустворчатыми моллюсками. Они захватывают пищу щупальцами и разрывают клювовидными челюстями.
В покровах тела головоногих моллюсков есть пигментные клетки. Изменяя их форму, моллюски быстро меняют окраску, маскируясь под цвет окружающих предметов.
Многие головоногие имеют чернильный мешок. В случае опасности моллюск выделяет в воду чернила и скрывается за образовавшейся завесой.
К нижней стороне головы прилегает коническая трубка − воронка, уходящая своим основанием внутрь мантийной полости. Воронка и мускулистые стенки мантийной полости обеспечивают реактивное движение головоногих. Быстро чередуя всасывание воды в мантийную полость и выталкивание её через воронку, моллюск плывёт в погоне за добычей или спасается от врагов.
Задание №4
Какова роль головоногих в природе и жизни человека?
Ответ:
Головоногие моллюски биологически связаны с обитателями океана. Эти животные служат пищей рыбам (акулам, тунцам, макрели и др.), птицам (альбатросам, поморникам, фрегатам, пингвинам), морским зверям (каланам, нерпам, тюленям, дельфинам, китам).
Головоногие моллюски имеют большое хозяйственное значение. В Китае, Корее, Японии и странах Средиземноморья этих животных с давних времён употребляют в пищу.
Задание №5
Почему у головоногих нервная система более развита, чем у брюхоногих и двустворчатых моллюсков?
Ответ:
Головоногие моллюски находятся на более высокой эволюционной "ступени", у них многие системы органов развитее, чем у их собратьев из других классов. Также это связано с более активным движением головоногих, более разнообразными движениями и усложненным поведением.
§12. Подумайте!
Задание №1
Почему у головоногих моллюсков почти нет раковины?
Ответ:
Редукция раковины связана с большой подвижностью моллюсков, так как раковина ограничивала движение и создавала лишнюю тяжесть головоногому моллюску.