ГЛАВА 4. Экосистемы
§28. Экосистема

§28. Вспомните

Задание №1

Какова роль организмов разных царств в природе?

Ответ:

Все организмы разных царств участвуют в биогеоценозах, то есть связаны между собой, принимают участие в обмене веществ и потоке энергии. Также они испытывают воздействие внешней среды и других организмов, а также сами влияют на окружающую среду и другие организмы (являются открытыми системами).

Задание №2

Что означает выражение «Природа − единое целое»?

Ответ:

Выражение «Природа − единое целое» означает, что организмы взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой.

§28. Вопросы <<

Задание №1

Что такое экосистема?

Ответ:

Экосистема − совокупность всех живых организмов, живущих совместно, связанных между собой и с неживыми компонентами.

Задание №2

Какие существуют связи между растениями и животными?

Ответ:

Животные питаются растениями, которые в свою очередь обеспечивают животных кислородом, дают место для жизни (природные ландшафты), а также служат материалом для построения жилищ (гнёзд, нор). А животные способствуют распространению плодов и семян, опылению растений (насекомые).

Задание №3

Какую роль в жизни растений и животных играют бактерии и грибы?

Ответ:

Бактерии и грибы являются сапрофитами. Они разлагают остатки растений и животных до минеральных веществ. Эти минеральные вещества затем снова поглощаются растениями и в процессе фотосинтеза они синтезируют органику.

Задание №4

В чём опасность нарушения связей в экосистеме?

Ответ:

В экосистеме каждый компонент взаимосвязан друг с другом. Если погибнет одно звено, то нарушится цепь следующих, что приведет к нарушению функциональности всей системы.

Задание №5

Каково значение круговорота веществ в природе?

Ответ:

Круговорот веществ в природе обеспечивает беспрерывное превращение и передачу энергии из одного вида в другой. Животные получают органические вещества, а, следовательно, и заключённую в них энергию с пищей. В организмах растений и животных органические вещества окисляются. При этом освобождается энергия, которая расходуется на процессы жизнедеятельности. Частично энергия рассеивается в виде тепла. Энергия органических остатков используется микроорганизмами, которые разлагают органические вещества.

§28. Задания >>

Задание №1

Составьте пищевые цепи с участием организмов, обитающих в вашей местности.

Ответ:

Пищевые цепи с участием организмов:
1. Кора дуба – заяц – волк.
2. Мертвые животные − личинки падальных мух − птица − обыкновенный уж.
3. Мальки лягушек − рыбы − чайки.

§28. Подумайте!

Задание №1

Как будет меняться энергия в цепи питания при переходе от одного звена к другому?

Ответ:

В пищевых цепях при переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии уменьшается.
С одного уровня в трофической цепи экосистемы может быть передано следующему, более высокому, звену в среднем не более 10% количества энергии. Некоторая энергия может вообще не усваиваться, и удаляется из организма с отходами. Консументы съедают не всех организмов предыдущего трофического уровня, следовательно, на следующий уровень передаётся не вся запасённая ими энергия.