ГЛАВА 4. Экосистемы
§28. Экосистема
§28. Вспомните
Задание №1
Какова роль организмов разных царств в природе?
Ответ:
Все организмы разных царств участвуют в биогеоценозах, то есть связаны между собой, принимают участие в обмене веществ и потоке энергии. Также они испытывают воздействие внешней среды и других организмов, а также сами влияют на окружающую среду и другие организмы (являются открытыми системами).
Задание №2
Что означает выражение «Природа − единое целое»?
Ответ:
Выражение «Природа − единое целое» означает, что организмы взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой.
§28. Вопросы <<
Задание №1
Что такое экосистема?
Ответ:
Экосистема − совокупность всех живых организмов, живущих совместно, связанных между собой и с неживыми компонентами.
Задание №2
Какие существуют связи между растениями и животными?
Ответ:
Животные питаются растениями, которые в свою очередь обеспечивают животных кислородом, дают место для жизни (природные ландшафты), а также служат материалом для построения жилищ (гнёзд, нор). А животные способствуют распространению плодов и семян, опылению растений (насекомые).
Задание №3
Какую роль в жизни растений и животных играют бактерии и грибы?
Ответ:
Бактерии и грибы являются сапрофитами. Они разлагают остатки растений и животных до минеральных веществ. Эти минеральные вещества затем снова поглощаются растениями и в процессе фотосинтеза они синтезируют органику.
Задание №4
В чём опасность нарушения связей в экосистеме?
Ответ:
В экосистеме каждый компонент взаимосвязан друг с другом. Если погибнет одно звено, то нарушится цепь следующих, что приведет к нарушению функциональности всей системы.
Задание №5
Каково значение круговорота веществ в природе?
Ответ:
Круговорот веществ в природе обеспечивает беспрерывное превращение и передачу энергии из одного вида в другой. Животные получают органические вещества, а, следовательно, и заключённую в них энергию с пищей. В организмах растений и животных органические вещества окисляются. При этом освобождается энергия, которая расходуется на процессы жизнедеятельности. Частично энергия рассеивается в виде тепла. Энергия органических остатков используется микроорганизмами, которые разлагают органические вещества.
§28. Задания >>
Задание №1
Составьте пищевые цепи с участием организмов, обитающих в вашей местности.
Ответ:
Пищевые цепи с участием организмов:
1. Кора дуба – заяц – волк.
2. Мертвые животные − личинки падальных мух − птица − обыкновенный уж.
3. Мальки лягушек − рыбы − чайки.
§28. Подумайте!
Задание №1
Как будет меняться энергия в цепи питания при переходе от одного звена к другому?
Ответ:
В пищевых цепях при переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии уменьшается.
С одного уровня в трофической цепи экосистемы может быть передано следующему, более высокому, звену в среднем не более 10% количества энергии. Некоторая энергия может вообще не усваиваться, и удаляется из организма с отходами. Консументы съедают не всех организмов предыдущего трофического уровня, следовательно, на следующий уровень передаётся не вся запасённая ими энергия.