ВВЕДЕНИЕ Ответы к §1. Химия - часть естествознания

i. Работа в информационной среде

1. Найдите в Интернете электронные адреса, раскрывающие содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа для создания классного банка данных.

http://examchemistry.com/content/lesson/primenenie/issledovanie.html
https://megaobuchalka.ru/11/61679.html

2. Используя ресурсы Интернета, подготовьте информационный продукт (по выбору): презентацию по теме урока или сообщение по одному из ключевых слов (словосочетаний) параграфа.

Ответ:

                                                                     Наблюдение
         Наблюдение – это целенаправленное восприятие химических объектов (веществ, их свойств и превращений) с целью их изучения.
         Наблюдение является целенаправленным, планомерным, активным методом научного познания: оно ведётся для решения заранее поставленных задач, строго по составленному исследователем плану, согласованному с поставленными задачами и сопровождается активными действиями исследователя. Результаты научных наблюдений фиксируются в виде описания признаков наблюдаемого объекта, таблиц, схем и т.д. Всё это является базисом науки, опираясь на который учёные создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты по тем или иным признакам, проводят классификацию, выявляют закономерности.
         Наблюдения могут быть непосредственными, воспринимаемыми органами чувств человека, и опосредованными, которые проводятся с использованием технических средств наблюдения: микроскопов, телескопов и др.
           В процессе наблюдения могут совершаться открытия новых явлений, позволяющих обосновать какую−либо научную гипотезу или подтвердить какое−либо положение известной теории.

Из учебника:

           "Чтобы наблюдение было плодотворным, необходимо выполнить ряд условий:
1. Четко определить предмет наблюдения, т.е. то, на что будет обращено внимание наблюдателя, − конкретное вещество, то или иное превращение вещества и т.д.
2. Знать, зачем проводится наблюдение, т.е. четко сформулировать его цель.
3. Составить план наблюдения. А для этого следует выдвинуть гипотезу (предположение), о возможности происхождения наблюдаемого явления. Гипотеза может быть выдвинута и результате наблюдения, когда получен какой − то результат, который нужно объяснить.
         Научное наблюдение проводится в строго контролируемых условиях, которые, при желании наблюдателя можно изменять. Чаще всего такое наблюдение проводится в лаборатории (специализированное помещение)."

         Из всего сказанного следует, что наблюдение является важнейшим методом научного познания, позволяющим собрать обширную информацию об окружающем мире.

?. Вопросы и задания

1. Как вы считаете, будут ли зависеть ваши успехи в изучении химии от достижений при изучении математики; других естественных дисциплин? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответ ©:

Химия тесно связана с математикой тем, что в ней присутствуют математические расчеты, поэтому знание математики повлияет на успехи в изучении химии. Естественные науки также все взаимосвязаны, поскольку изучают окружающий мир, предметы вокруг нас и нас самих, закономерности, происходящие в мире, в том числе и химия. 

2. Приведите примеры материальных и знаковых моделей, которыми вы пользовались при изучении:
а) биологии; б) физической географии; в) физики.

Ответ ©:

Материальные модели:
а) в биологии: скелет человека, барельефные модели внутреннего строения животных, барельефная модель цветка;
б) физической географии: глобус, макет солнечной системы, макет вулкана;
в) физики: модель парового двигателя, двигателя внутреннего сгорания, маятника.

Знаковые модели:
а) в биологии: схемы классификаций растительного и животного мира, схема фотосинтеза;
б) физической географии: карта полушарий, таблица типов почв, схема строения слоев Земли, схема круговорота воды в природе;
в) физики: графики, формулы.

3. Какими универсальными качествами должен владеть ученик, чтобы успешно проводить наблюдение за объектами и процессами в естествознании?

Ответ ©:

Ученик должен обладать внимательностью, терпением, должен уметь проводить наблюдение по четкому плану, выполнять условия наблюдения (см. i №2) уметь делать выводы из наблюдения.

4. Какими личностными качествами должен обладать ученик, чтобы с максимальной пользой для дела (учёбы) получать химическую информацию от общения со специалистами?

Ответ ©:

Ученик должен быть любознательным, уметь слушать, не перебивая, обладать хорошей памятью.

5. Предложите список литературы, которая, на ваш взгляд, поможет глубже и шире изучить удивительную и увлекательную химию. Обменяйтесь списками сайтов и литературы с одноклассниками и после консультации с учителем сформируйте на основе обмена универсальный список этих источников информации. Вклейте его в тетрадь и пополняйте его после изучения каждого параграфа учебника.

Ответ:

Интернет−сайты:
https://ru.wikipedia.org/
https://xumuk.ru/
http://www.hemi.nsu.ru/ (интернет−учебник по химии от А. В. Мануйлова, В. И. Родионова);
https://himi4ka.ru/;
http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/.

Литература:
Трифонов Д.Н. Как были открыты химические элементы/ Пособия для учащихся/ Д.Н. Трифонов, В.Д. Трифонов. − М.: Просвещение, 1980. − 224 с.
Френкель Е.Н.: Самоучитель по химии, или Пособие для тех, кто НЕ знает, НО хочет узнать и понять химию. Издательство: Спутник, 2012. − 133 стр.