Страница 128
Упражнение 220. Прочитайте старинные загадки. Определите, в окончания каких имён прилагательных надо вписать букву о(е), а в окончания каких имён прилагательных — букву ы(и). Как это проверить? (по окончанию вопроса)
1. Под чёрн..м соболем разыгрались ясны соколы. (Глаза) 2. Стоит бел..м столбом, горит ясн..м огнём; ни жару, ни пару, ни угольев. (Свеча) 3. Четыре сестрички одним деревянн..м платком связаны. (Ножки стола) 4. Голова на обеденн..м столе, туловище на скотн..м дворе, нога на поле. (Хлеб) 5. В маленьк..м бочоночке серебро да золото. (Яйцо) 6. Посеяна порохом, выросла клубом под зелён..м дубом. (Морковь)
Запишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Укажите падеж каждого имени прилагательного.
Ответ:
1. Под чёрнымТ.п. соболем разыгрались ясны соколы. (Глаза) 2. Стоит белымТ.п. столбом, горит яснымТ.п. огнём; ни жару, ни пару, ни угольев. (Свеча) 3. Четыре сестрички одним деревяннымТ.п. платком связаны. (Ножки стола) 4. Голова на обеденномП.п. столе, туловище на скотномП.п. дворе, нога на поле. (Хлеб) 5. В маленькомП.п. бочоночке серебро да золото. (Яйцо) 6. Посеяна порохом, выросла клубом под зелёнымТ.п. дубом. (Морковь)
Упражнение 221. Игра «Кто больше?». Не меняя окончаний имён прилагательных, составьте с ними словосочетания так, чтобы имена прилагательные были употреблены или в разных падежах, или в разных родах.
Родной, далёкой, стальной, чужой, важной.
Составленные словосочетания запишите по образцу. Укажите род, число и падеж каждого имени прилагательного.
Образец. Родной (м. р., ед. ч., И. п.) край, у родной (ж. р., ед. ч., Р. п.) матери, с родной (ж. р., ед. ч., Т. п.) стороной, подарить родной (ж. р., ед. ч., Д. п.) сестре, о родной (ж. р., ед. ч., П. п.) земле.
Ответ:
Родной (м. р., ед. ч., И. п.) край, у родной (ж. р., ед. ч., Р. п.) матери, с родной (ж. р., ед. ч., Т. п.) стороной, подарить родной (ж. р., ед. ч., Д. п.) сестре, о родной (ж. р., ед. ч., П. п.) земле.
Далёкой (ж.р., ед.ч., Р.п.) рощи, далёкой (ж.р., ед.ч., Д.п.) сторонке, далёкой (ж.р., ед.ч., Т.п.) высью, о далекой (ж.р., ед.ч., П.п.) птице.
Стальной (м. р., ед. ч., И. п.) нож, у стальной (ж. р., ед. ч., Р. п.) вилки, со стальной (ж. р., ед. ч., Т. п.) банкой, стальной (ж. р., ед. ч., Д. п.) ложке, о стальной (ж. р., ед. ч., П. п.) воле.
Чужой (м. р., ед. ч., И. п.) дом, у чужой (ж. р., ед. ч., Р. п.) подруги, с чужой (ж. р., ед. ч., Т. п.) собакой, завидовать чужой (ж. р., ед. ч., Д. п.) сестре, о чужой (ж. р., ед. ч., П. п.) стране.
Важной (ж.р., ед.ч., Р.п.) задачи, к важной (ж.р., ед.ч., Д.п.) встрече, важной (ж.р., ед.ч., Т.п.) мыслью, о важной (ж.р., ед.ч., П.п.) персоне.
Упражнение 222. Найдите в Орфографическом словарике в конце учебника десять имён существительных мужского рода. Подберите к ним имена прилагательные. Составленные словосочетания запишите.
Ответ:
Волчий аппетит, спелый арбуз, глубокий бассейн, холодный ветер, прыткий воробей, знаменитый герой,дружный класс, высокий камыш, отважный капитан, вкусный обед.
Еще варианты, можете выбрать понравившиеся:
Спелый овощ, большой огород, зелёный огурец, шумный пассажир, тёплый песок, красный помидор, толстый портфель, весёлый праздник, тёплый привет, холодный север, полезный совет, голосистый соловей, острый топор, синий трактор, быстрый трамвай, богатый урожай, умный ученик, хороший учитель, снежный февраль, чистый четверг, родной язык.