Страница 67-68. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш
1. Почему Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш»? Объясни.
Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш», потому что в нем повествуется о лебеде, которого приютил у себя рыбак.
2. Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как он относился к Приёмышу? Почему старик назвал лебедя особенной птицей?
Тарас приютил лебедя, потому что родителей птицы пристрелили охотники, а лебедь еще не умел летать и погиб бы в одиночестве. "Сиротой остался. Вот я его привез и держу".
Тарас называет его умной, ученой, гордой, царской, Божьей, особенной птицей. "Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке". Тарас назвал лебедя особенной птицей, так как лебеди свободолюбивы и в неволе погибнут. "Его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная".
3. Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? Почему герой отпустил лебедя? Как он сам объяснил свой поступок?
Когда Приемыш улетел с лебединой стаей, Тарасу было обидно: «Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним!» Он скучал по лебедю. Но Тарас не мог удержать Приемыша, он понимал, что лебедь в неволе не выживет, так как эта птица очень свободолюбивая. Тарас так объяснил свой поступок: "Его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет. Уж птица такая особенная. Ну, и выпустил.".
Что было правильнее:
поступить так, как это сделал Тарас;
подрезать лебедю крылья и навсегда сделать его ручным;
силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?
Правильно было поступить так, как это сделал Тарас. Лебедь - дикая птица, и должна жить на воле.
4. Приготовься пересказать историю дружбы Соболька и Приёмыша. Запиши план в «Рабочую тетрадь».
План:
1. Знакомство с лебедем
2. Совместные прогулки.
3. Совместные игры.
5. Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями? Обсудите с другом.
Автор показал читателю, что нужно с добротой относиться ко всему живому, любить природу, быть милосердным к животным и птицам. «Я тут князь князем живу. Все у меня есть... И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю все. Сердце радуется посмотреть на Божью тварь».
6. Прочитай статью о лебедях из энциклопедии.
В энциклопедии описан внешний вид лебедя, его места обитания, образ жизни. А в рассказе описан характер конкретной птицы, взаимоотношения с человеком и собакой, выражено авторское отношение.
7. Перечитай описание лебедя в рассказе. Сравни, что общего и различного в этих текстах.
В энциклопедии описан внешний вид лебедя, его места обитания, образ жизни. А в рассказе описан характер конкретной птицы, взаимоотношения с человеком и собакой, выражено авторское отношение.
8. В каком из прочитанных текстов чувствуется сопереживание автора? Является ли это признаком художественного произведения?
В рассказе Мамина-Сибиряка чувствуется сопереживание автора. Это признак художественного текста.