Страница 21. В. Ю. Драгунский. Главные реки
1. От чьего имени ведётся рассказ?
От имени Дениса Кораблева.
2. К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? Помогают ли герою подсказки друзей? Объясни.
© Дениска прибегает к разным уловкам, чтобы исправить свое неловкое положение. Например, сначала забежал в класс вперед учителя, затем начинает читать другое стихотворение, думая, что учитель не заметит этого. Но это не помогло, как и подсказки друга Мишки Слонова. Ведь Дениска совсем не имел представления о вопросах, которые ему задавали. Подсказки бывают, полезны, когда ты чуть-чуть подзабыл от волнения. Но не в этом случае.
3. Как автор относится к герою? Высмеивается ли в рассказе поведение мальчика? Обсудите с другом.
Автор относится к своему герою с доброй улыбкой. Поведение мальчика высмеивается в рассказе. Денис все время переспрашивал учительницу «что?». Одноклассники пытались подсказать ему материал, но он неправильно понимал подсказки. Стихотворение Некрасова Денис назвал «Мужичонка с ноготком», а главную реку Америки «Миси-писи» вместо Миссисипи.
4. Какой урок извлёк Дениска?
Денис извлек урок, что домашнее задание нужно делать вовремя. «Хотя мне идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки надо учить. Любишь, не любишь, хочешь, не хочешь, лень тебе или не лень, а учить надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь».
5. Перескажи текст от лица Мишки, друга Дениски.
© Текст от лица Мишки
Мой друг Денис не выучил урока, но не хотел в этом признаваться. Когда его вызвали к доске рассказать стихотворение наизусть, он вышел. И, начал читать другое произведение. Я понял, что дело плохо, решил помочь ему. Но , Денис, меня обидел, сказав, что я его сбиваю. Обижался я недолго, ведь нужно было выручать друга. Я смог подсказать первое слово Денису. И все! Сколько я ни старался, мне не удалось спасти ситуацию. Но Раиса Ивановна сама решила выручить Дениса и задала ему дополнительный вопрос. После чего Денис совсем пропал, насмешив весь класс, и получил свою двойку, назвав главную реку в Америке Миси-писи.
6. Было ли тебе смешно, когда ты читал про то, как главный герой отвечал уроки, или ты сочувствовал, сопереживал ему? Как ты думаешь, что он должен был сделать, чтобы не попасть в такую ситуацию?
© Мне было и смешно, когда я читал про то, как Денис отвечал уроки, и жалко его было. Он старался выкрутиться, путая учителя. А всего то, чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно было выучить уроки. Или честно признаться, что не выучил стихотворение.
7. Найди в тексте слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героя.
© Слова, описывающие эмоциональное состояние героя: испортилось настроение; не хотелось вылезать из-за своей парты; думал, что сейчас уже наверняка умру; до свидания, все. Все это Денис продумывал в душе.
8. Какие слова показались тебе особенно смешными? Какой приём использовал автор?
Неправильное звучание Неправильное значение Несуществующее слово
© Особенно смешными мне показались слова «Мужичонка с ноготком!» , «Миси-писи». Автор использовал приём «неправильного значения».
9. Могла ли такая история произойти с тобой?
© Да, такая история могла произойти и со мной. Тоже бывает, лень учить уроки. Но лучше признаться, что не выучил урок, чем попасть в такое неловкое положение.
10. Напишите с друзьями сценарий к рассказу «Главные реки». Распределите роли. Уточните, как необходимо играть свою роль. Продумайте декорации. Разыграйте сцену так, чтобы зрителю было смешно смотреть вашу постановку.
Инсценируем самостоятельно.