Стр. 90. Проверим себя и оценим свои достижения
1. Объясни название раздела. Можно ли его озаглавить иначе? Почему? Что объединяет произведения, включённые в данный раздел?
Раздел «Природа и мы» содержит произведения, рассказывающие о взаимоотношениях животных, людей и животных. Другое название подобрать сложно, потому что это название наиболее полно отображает смысл раздела.
2. Как ты думаешь, автор какого текста: художественного или научно-познавательного — будет использовать эпитеты, сравнения и олицетворения при описании природы, животных, птиц и растений? Объясни. Приведи примеры из текстов.
Эпитеты, сравнения и олицетворения будет использовать автор художественного текста, чтобы придать ему большей выразительности. Например, стрижонок Скрип в рассказе мыслит, как человек, и это дает читателю возможность лучше понять его.
3. Представь, что могло произойти с Приёмышем, о котором рассказал Мамин-Сибиряк, дальше. Случилось ли так, как думал Тарас, или Приёмыш, умная и сильная птица, благополучно добрался до места зимовки?
Я надеюсь, что Приёмыш был достаточно умным и сильным, чтобы добраться до места зимовки. На птиц могут напасть хищники, они могут ослабеть в дороге. Надеюсь, этого не случилось с Приёмышем.
4. Подготовь план для пересказа произведения «Выскочка». Подумай, какой план ты хочешь составить: выборочный (о сороке или собаке), краткий, подробный или творческий (от лица сороки или собаки).
© План (1)
1. Сибирская лайка Вьюшка
2. Защита обеда
3. Задиры сороки.
4. Наглая птица.
5. Воровство не удалось.
6. Подруги стыдят бесхвостую Выскочку.
План (2)
1. Вьюшка получила вкусный обед
2. Группа сорок атаковали лайку и украли косточку
3. Глупая молодая сорока
4. Умная Вьюшка
5. Сорока осталась без хвоста.
6. Очень стыдно потерять хвост!
5. Если бы тебя попросили озаглавить рассказ А. Куприна, какое название ты бы ему дал? Какое заглавие придумал твой друг? Обсудите.
«Собачья дружба»
6. Вспомни рассказ В. Астафьева «Капалуха», который ты прочитал в прошлом году. Что его сближает с произведением «Стрижонок Скрип»? Что хотел сказать читателям автор, когда создавал свои произведения? Обсудите с другом.
В прошлом году читали рассказ "Капалуха". Эти рассказы сближает то, что они повествуют о взаимоотношении детей с природой. В одном мальчики не стали трогать гнездо капалухи, в другом отпустили стрижонка.
7. Подготовь сообщение о стрижах. Найди информациюв энциклопедии или справочнике. В Интернете найди познавательный фильм о стрижах.
© Сообщение о стрижах
Стриж – это известная птица. И она очень даже необычная. Многие путают ее с ласточкой. Но стрижи летают быстрей ласточек и у них крылья намного уже, чем у ласточек. И стрижи не умеют плавать и ходить, у них слишком маленькие лапки. Для того, чтобы взлететь птичке, ей нужен трамплин или горка. Стрижи в полете ищут себе еду, строительные материалы для домика и купаться .
Чаще всего они делают гнезда в скалах, но могут жить и в больших городах. Живут стаями, у этих птиц хороший аппетит, отличные слух и зрение. Самый страшный враг для стрижа – сокол. Он ловит маленькую птичку на лету. Несколько лет подряд стрижа выбирают птицей года.
На просторах интернета я нашел ролик «Короли неба. Чёрные стрижи», замечательный документальный фильм о птицах высокого полета.
8. Что в произведении В. Астафьева является художественным вымыслом, а что автор подметил, наблюдая за стрижами?
© В. Астафьев, видимо, очень долго наблюдал за жизнью и поведением стрижей. Изучил их повадки, как дружно живут эти шустрые птицы. Он мог видеть, как стриж спасается от сокола, или даже его гибель маленькой птички. Возможно, ему удалось даже подержать в руках это маленькое трепещущее тельце, слышать удары испуганной птички. Но, вот как воспитывают стрижи своих деток в норке, это автор, скорее всего, додумал.
9. Назови, какими справочниками или энциклопедиями ты пользуешься.
Я пользуюсь Детской энциклопедией и Википедией.