Ответы к странице 133
Задание №•
По приведённому на с. 127 плану дай характеристику лугового сообщества вашего края.
План изучения природного сообщества
1. Название сообщества.
2. Какие организмы составляют общество.
3. Экологические связи в сообществе.
4. Значение сообщества для человека.
5. Влияние человека на сообщество.
6. Охрана сообщества.
Ответ:
1. Луговое сообщество Нижегородской области.
2. Травы, насекомые, птицы, земноводные, млекопитающие, черви.
3. Солнце, воздух, вода и почва дают жизнь растениям. Растения служат кормом для насекомых, птиц, млекопитающих. Насекомыми питаются земноводные и птицы. Черви рыхлят землю и измельчают сухие травы. Микроорганизмы перерабатывают органические вещества в минеральные соли.
4. Луг − прекрасное место для отдыха. Но человек использует луга для пастбищ, для сенокоса.
5. Почвы лугов истощаются, погибают и исчезают различные растения и животные. Весной некоторые ребята и взрослые поджигают на лугах сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают насекомые и молодые свежие растения.
Ещё бывает, что рвут цветы на лугах. А этого делать нельзя, это известно нам со второго класса.
6. Необходимо всем соблюдать правила поведения на лугу. Многие животные и растения лугов внесены в Красную книгу.
Обсудим! (страница 133)
Задание №1
Сравните лес и луг.
Ответ:
Отличие леса от луга в том, что основной растительностью луга являются травы, а леса − деревья. На лугу нет крупных животных, а в лесу есть.
Задание №2
Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе? Какие правила безопасности нужно соблюдать на лугу?
Ответ:
Примеры правильного поведения людей на лугу: любоваться природой луга, дышать луговым воздухом, любоваться красотой цветов.
Примеры неправильного поведения людей на лугу: топтать траву, срывать полевые цветы, жечь траву, ловить насекомых.
Истребляя луговые растения, человек истребляет и животных, которые населяют это сообщество. Многие животные и растения луга внесены в Красную книгу. По вине человека они могут погибнуть, что нарушит экологические связи на лугу.
Использование лугов под пастбища также нарушает экологическое равновесие, ведь скот выедает травы, и лишает корма других обитателей луга.
Задание №3
Сравните схемы. Как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краёв луга к центру или от центра к краям? Объясните почему.
Ответ:
Косилка должна двигаться от центра к краям луга, чтобы мелкие животные, обитатели луга могли убежать. Ведь если косилка будет двигаться к центру, то и животные будут бежать к центру луга, а оттуда им уже некуда будет бежать, и многие животные погибнут.
Проверь себя (страница 133)
Задание №1
Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?
Ответ:
Сходства: растут одни и те же виды растений и цветов, чистый и свежий воздух, обилие насекомых и микроорганизмов. И лес, и луг− это природные сообщества, сложное единство живой и неживой природы.
Различия: растениями леса являются преимущественно деревья, а растениями луга − травы. В лесу обитают крупные животные, а на лугах их нет.
Задание №2
Какие организмы составляют луговое сообщество?
Ответ:
Луговое сообщество составляют насекомые, птицы, грызуны, земноводные, черви.
Задание №3
Как нужно вести себя на лугу?
Ответ:
Нельзя топтать луговые травы, рвать луговые цветы, бегать и пугать обитателей луга, ловить бабочек и других насекомых, разорять гнёзда шмелей, жечь сухую траву.
Задания для домашней работы (страница 133)
Задание №1
В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Горит трава». Найди в нём доказательства того, что не нужно поджигать старую сухую траву.
Ответ:
О чём рассказ «Горит трава»:
Деревня Холмы раскинулась на высоких холмах. Рядом текла быстрая прозрачная речка. Неподалеку стоял сосновый лес, с чистым воздухом и множеством грибов.
Два мальчика Петя и Юра, живущие в деревне, как−то поссорились из−за травы на холмах − стоит ее жечь или нет.
Пете кто−то из взрослых сказал, что в конце апреля стоит поджечь прошлогоднюю сухую траву, тогда быстрее появится молодая зеленая травка. Мальчик так и сделал.
Но тут появился Юра и стал гасить огонь. Юра сказал, что в огне погибнет вся мелкая живность.
Ребята решили узнать, как же правильно стоит делать и отправились к профессору ботанику.
Профессор сказал:
1. Поджигая старую траву, вы уничтожаете новенькие ростки молодой зеленой травы.
2. На лугах и опушках, которые поджигают, нет большого разнообразия трав, остаются только те, чьи корни уходят глубоко, и которые могут пережить огонь.
3. Сгорают семена, оставшиеся в почве.
4. В огне сгорают маленькие существа: насекомые, улитки и др.
5. Почва истощается, так как сжигается трава, из которой мог бы образоваться перегной.
6. В местах, где почва перестает быть защищена, травой размываются овраги.
7. От дыма страдают птицы и звери.
8. Может случиться лесной пожар.
Сухую траву поджигать нельзя, это очень вредно для природы!
Задание №2
С помощью учебника составь в рабочей тетради памятку «Как вести себя на лугу». К правилам поведения нарисуй условные знаки.
Ответ:
Как вести себя на лугу
Не лови бабочек и стрекоз. |
|
Не убивай насекомых, не дави гусениц, жуков, кузнечиков. |
|
Не разоряй гнезда птиц и шмелей. |
|
Не рви луговые цветы. |
|
Не жги сухую траву. |
|
Не оставляй после себя мусор. |