Страница 68,69,70 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Вы уже знаете, что сказки бывают народные и литературные, то есть пересказанные или придуманные писателями.
Подумайте, чем объясняется схожесть сюжетов народных сказок и сказок, созданных писателями разных стран. Обоснуйте своё мнение, используйте выражения:
• писатели использовали сюжеты народных сказок;
• писатели, владеющие литературным языком, обрабатывали тексты, которые записывали со слов неграмотных людей;
• в основе всех сказок лежат ценности, которые присущи всем народам.
Ответ:
Писатели в детстве слушали сказки, которые рассказывали им старшие, а когда выросли, у них возникла идея записать эти сказки. Писатели использовали сюжеты народных сказок и излагали их на бумаге литературным языком. Писатели, владеющие литературным языком, обрабатывали тексты, которые записывали со слов неграмотных людей. Поскольку сказки народные, в основе всех сказок лежат ценности, которые присущи всем народам.
2. Сравните героев литературной и народной сказок.
Герой народной сказки:
• всегда уходит из дома, чтобы совершить подвиг, пройти испытания;
• преодолевает все трудности на своём пути;
• в пути ему помогают волшебные предметы и помощники;
• всегда возвращается изменившимся.
Можно ли то же самое сказать про героя литературной сказки? Приведите примеры.
Ответ:
Литературные сказки часто писались с народных, поэтому герои народной и литературной сказки похожи. Герой литературной сказки тоже уходит из дома, чтобы совершить подвиг, пройти испытания; преодолевает все трудности на своём пути; в пути ему помогают волшебные предметы и помощники; всегда возвращается изменившимся.
3. Составьте в тетради таблицу «Сходство и различия народных и литературных сказок».
Сходство
Ответ:
Сюжет: вымышленные события.
Часто встречающаяся тема: противостояние добра и зла.
Литературные обороты и выражения: троекратные повторы, эпитеты.
Герои сказки: деление героев на положительных и отрицательных.
Второстепенные герои: волшебные вещи и помощники.
Основа сказки: ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)
Различия
Народная сказка | Литературная сказка | |
Автор | Нет одного автора, писалась целыми поколениями. | Конкретный человек. |
Текст | Имеет несколько вариантов. Передавался в устной форме. | Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме. |
Литературное описание | Простое, с использованием общепринятых эпитетов. | Бывает сложное, детальное, неповторимое. |
Композиционные элементы | Присказка, зачин, концовка. | Может не иметь традиционных элементов. |
4. Вспомните и назовите фамилии тех, кто переводил сказки зарубежных писателей.
Ответ:
Маршак Самуил Яковлевич:
Английские и шотландские народные баллады (в том числе, о Робине Гуде);
Английские стихи (Где ты была сегодня, киска? У королевы у английской. Что ты видала при дворе? Видала мышку на ковре!»)
Английские народные песенки для детей (Шалтай-болтай; Робин-Бобин; Дом, который построил Джек и другие);
Писателей и поэтов: Вильяма Шекспира (Сонеты — очень много и Песни из Короля Лира, Зимней сказки и Двенадцатой ночи); Джона Мильтона; Роберта Бернса , Льюиса Кэролла и многих других.
Волков А.М. - «Волшебник Изумрудного города» — сказочная, написанная в 1939 году на основе сказки Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз» с некоторыми изменениями.
Корней Иванович Чуковский - перевел такие книги, как Том Сойер, Робинзон Крузо, барон Мюнхаузен, а также произведения Уитмена, Киплинга, Уайльда, Марка Твена, Честертона, О.Генри, Дойла, Шекспира, написал для детей пересказы произведений Дефо, Распэ, Гринвуда.
Борис Заходер - Мэрри Поппинс, Винни Пух.
Исаева А. - "Тим Таллер, или проданный смех".
И. Токмакова - "Питер Пен".
А. Ганзес - сказки Х. Х. Андерсен.
Детская писательница Т. Габбе замечательно перевела на русский язык сказки Ш. Перро.
М. Салье - "Тысяча и одна ночь" , сказки В. Гауфа.
Н. Дарузес - "Маугли".
Сказки братьев Гримм переводили Т. Габбе, С. Я. Маршак, А. Введенский.
5. Какие виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных) легли в основу сказок братьев Гримм, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, С. Т. Аксакова? Обоснуйте своё мнение.
Ответ:
Это сказки волшебные потому что в них участвуют волшебные предметы и происходят превращения.
6. Подумайте и обсудите с другом, есть ли в прочитанных сказках, кроме волшебных событий, глубокий поучительный смысл, который объединяет их с притчами, народными сказками.
Ответ:
Во всех сказках есть поучительный смысл. Они учат совершать добро, потому что добро побеждает зло.
7. Попробуйте на основе сюжета сказки Г. Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка» построить научно-познавательный рассказ.
Ответ:
Растение горох размножается с помощью семян, которые созревают в стручке.
Когда стручок гороха созревает, он желтеет, высыхает, потом лопается, или его срывают люди или животные. Семена при этом могут попасть на сырую землю и прорасти в ней. Семена прорастают при благоприятных условиях, из них появляется маленький росток. Росток растет, его поливает дождь, он становится большим растением и на нем появляются цветы, из которых потом образуются новые стручки. Горох относится к вьющимся цветочным растениям, которым для опоры стебля нужны веточки других растений, подпорки или веревочки. Семенами гороха могут питаться птицы.
8. Сравните цели авторов художественных произведений и научно-познавательных рассказов.
Автор художественного произведения красочно изображает предмет, выражает чувства и настроение, обозначает своё присутствие, отношение к предмету, использует такие средства выразительности, как эпитет, сравнение, олицетворение.
Автор научно-познавательного рассказа сообщает что-то новое о предмете, не давая оценки изложенному, размышляет, рассуждает о предмете, не обозначая своего присутствия.
Ответ:
Цели различны.
9. Каких русских писателей-сказочников вы знаете?
Ответ:
Ершов, Погорельский, Одоевский, А.Толстой, Мамин-Сибиряк, Олеша, Волков, Бажов, Аксаков, Пушкин, Гаршин.
Выпишите названия их произведений в тетрадь. Составьте список произведений, которые вам хотелось бы прочитать.
Аня составила такой список. Изучите его. Можно ли что-то добавить?
• В. А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марии-царевны, Кощеевой дочери». «Спящая царевна». «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке». «Кот в сапогах» (пер. с фр. сказки Ш. Перро).
• П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок».
• А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».
• В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». «Игоша». «Городок в табакерке». «Сказки и рассказы дедушки Иринея».
• А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
• Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сборник «Алёнушкины сказки».
• Ю. К. Олеша. «Три толстяка».
• А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города». «Семь подземных королей».
Записываем в тетрадь
Ответ:
В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марии-царевны, Кощеевой дочери». «Спящая царевна». «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке». «Кот в сапогах» (пер. с фр. сказки Ш. Перро).
П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок».
А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».
В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». «Игоша». «Городок в табакерке». «Сказки и рассказы дедушки Иринея».
А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сборник «Алёнушкины сказки».
Ю. К. Олеша. «Три толстяка».
А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города». «Семь подземных королей».
Гаршин «Лягушка-путешественница»
Бажов «Серебряное копытце»
10. К каким сказкам сделаны иллюстрации? Кто написал эти сказки?
Ответ:
Гаршин «Лягушка-путешественница», Ершов. «Конёк-Горбунок»
11. Соберите материал для выставки «Сказки русских писателей» и «Сказки писателей разных стран». Для того чтобы выполнить эту задачу, надо:
• распределиться на группы;
• определить, кто чем будет заниматься (составлять список книг, искать книги в библиотеке и дома, рассказывать о писателях-сказочниках, о стране, в которой они жили, составлять краткие аннотации, представлять иллюстрации).
Ответ:
Это групповое задание.
12. Найдите и прочитайте биографию Г. Х. Андерсена. Какие особенности его жизни отразились в сказке «Гадкий утёнок»?
Ответ:
Сказка «Гадкий утенок» считается автобиографичной. Ганс Христиан Андерсен не отличался внешней красотой, современники оценивали его наружность как нелепую и смешную: «Фигура его всегда имела в себе что-то странное, что-то неловкое, неустойчивое, невольно вызывающее улыбку. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не случалось опасаться, чтобы кто-нибудь подменил его калоши. Нос его был тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед».
Но не только внешность становилась предметом насмешек. Андерсену пришлось испытать в жизни немало унижений, как и его "утенку". Андерсен учился в школе для бедняков, где его обзывали дураком и пророчили бесславную судьбу. А в университете он подвергался изощренным издевательствам от ректора.
Роднит с гадким утенком писателя еще один момент. Птенец, не смирившись с нападками, отправился в одинокое путешествие по свету, во время которого голодал и мерз, но не изменял мечте о прекрасном будущем. Душа неказистой птицы тянулась к величественным гордым лебедям.
В 14 лет Андерсен оказался без родственников и знакомых в Копенгагене. И автору, и его сказочному герою удалось заполучить то, к чему они так долгостремились.
Прототипом старушки, жившей в компании с котом и курицей, стала семья, которая с удовольствием принимала Андерсена в гости. Только один недостаток смущал молодого литератора – в том доме его постоянно учили жить, наставляли на путь истинный, диктовали свои правила поведения. Эта особенность перенесена и в книгу.
С его слов, «Гадкий утенок» представлял собой пасквиль на Родину, где птичий двор – Дания, а его злобные жители – все датчане.
Какие его сказки вы представите на выставке? Расскажите о них, покажите иллюстрации.
Ответ:
Идем в библиотеку и берем книги со сказками Андерсена.
Составьте краткую аннотацию к сборнику сказок Г. Х. Андерсена.
Ответ:
Читая сказки Андерсена, вы окунетесь в сказочный волшебный мир, полный опаснстей и горестей. Кто-то из героев справляется с ними, но не все. И только самые стойкие, смелые и добрые сердцем добиваются своей цели. Сказки будут интересны детям младшего школьного возраста.