Страница 144
Аня выписала: картина — родна. Ваня выписал: равнина — луна.
Правильно ли они выполнили задание? Похожи ли окончания слов? Созвучны ли эти пары слов? Что не учтено (ритм, количество слогов)? Что изменится, если слово родна заменить на слово мила?
Ответ:
И Аня, и Ваня выполнили задание неверно. Окончания слов похожи, а созвучия в этих парах слов нет. Не учтено количество слогов. А вот, если слово родна заменить на слово мила, то будет красивое ритмичное звучание.
Прочитайте стихотворение И. Бунина (Метель). Прислушайтесь к его звучанию. Чувствуете ли вы ритм?
Ответ:
В стихотворении И. Бунина очень красивое звучание. Чувствуется ритм, который придаёт стихотворению настроение и напевность. При чтении этого произведения появилось настроение спокойствия, умиротворения.
Ритм придаёт стихотворению настроение и напевность. Какое настроение появилось у вас при чтении стихотворения? Какие картины рисует ваше воображение?
Ответ:
Воображение рисует картину шествия по лесу настоящего дедушки Мороза, который «бродит в туманном сиянье», где ему светит месяц над полем.
Проверьте друг друга: один читает стихи медленно, другой отстукивает (можно карандашом) ударные слоги. Теперь то же самое проделайте с прозаическим текстом. Что вы обнаружили?
Ответ:
Читаем.
Попробуйте графически изобразить в тетради повторяемость и чередование ударных и неударных слогов. Что вы заметили? Объясните.
Ответ:
/__/__/__/
/__/__/__/
Чередование одинаково повторяется в строках.
Подумайте, в чём разница между стихотворением и стихотворением в прозе. В чём их сходство?
Ответ:
Стихотворение в прозе напоминает лирическое стихотворение, но нет ритма, рифмы.