Страница 152-155.
Самостоятельная работа
Прочитайте рассказ. И. С. Тургенев. Воробей
1. Перечитайте рассказ и проследите, как мастерство писателя помогает вам оживить увиденное, ярко представить все события и пережить их вместе с героями рассказа.
Ответ:
Перечитывая рассказ, ярко представляешь все события. Переживая вместе в маленькой птичкой, осознаешь, что «только любовью держится и движется жизнь». И. С. Тургенев направляет нас задуматься о том, что родительская любовь бывает самоотверженной, героической, несет только благо своим детям.
2. Назовите всех действующих лиц. От чьего имени ведётся рассказ?
Ответ:
Автор - охотник, который рассказывает нам историю, его собака Трезор и малыш – желторотый воробушек. Но главный герой - черногрудый воробей.
3. Как изменилось поведение собаки? Почему? Какой глагол здесь оказался наиболее выразительным?
Ответ:
Сначала собака проявила свои охотничьи навыки: уменьшила шаги и начала красться, медленно приближалась. Но потом пес остановился, попятился. Он не ожидал такого напора от маленькой птички. Наиболее выразительным здесь оказался глагол «попятился».
4. Какие слова и выражения использует автор, чтобы описать внешний вид (наружность) и поведение молодого воробья?
Ответ:
Автор, чтобы описать внешний вид молодого воробья, использует эпитеты – “молодой воробей с желтизной около клюва и пухом на голове”, “едва прораставшие крылышки”, а поведение малыша описывается словом «неподвижно».
5. Опишите черногрудого воробья. Какие глаголы передают его состояние? Сравните: упал и камнем упал. Что достигается этим сравнением?
Ответ:
Взрослый воробей - черногрудый, взъерошенный, с жалким писком, маленький. Его состояние передают глаголы: сорвавшись (с близкого дерева), (камнем) упал, прыгнул, ринулся спасать, заслонил, (тело) трепетало, (голосок) одичал и охрип, замирал, жертвовал, не мог усидеть, сбросила. Упал (летел, как пушинка, вывалился) молодой воробей, а камнем упал (молниеносно, с большой силой) старый воробей. Это сравнение помогает нарисовать картину стремительного падения.
6. Какая сила заставила воробья встать на защиту своего птенца?
Ответ:
Встать на защиту своего птенца воробья заставила сила, сильнее его воли. Он сумел побороть свой страх, и защитил малыша, рискуя жизнью, потому что любовь «сильнее смерти и страха смерти».
7. Есть ли в рассказе строки, которые помогают понять отношение писателя к событиям?
Ответ:
Да, в рассказе есть строки, которые помогают понять отношение писателя к событиям. Он благоговел перед маленькой птичкой. Уважал героизм пташки и восхищался ее поступком.
8. Какая фраза отражает главную мысль произведения? Согласны ли вы с писателем? Объясните свою точку зрения.
Ответ:
Главная мысль рассказа «Воробей» Тургенева отражена в конце повествования. Автор говорит «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Тургенев учит нас с уважением относиться к любви, где бы мы ее не встретили. Над ней не надо смеяться, даже если ее проявления любви кажутся нелепыми. Над нею надо благоговеть, потому что данное качество – великая ценность всех живых существ.
9. Один из читателей так пересказал описанные события.
Рассказчик возвращался с охоты.
Он увидел в аллее сада молодого воробья, который вывалился из гнезда.
Собака хотела схватить молодого воробья.
А старый черногрудый воробей спрыгнул с дерева и ринулся спасать своё детище.
Правильно ли изложены все события, их последовательность? Что исчезло из рассказа?
Ответ:
В принципе, последовательность событий, изложенных читателем верная, но в рассказе нет слов, которые помогают нам ярко представить это событие. Нет того мастерства фраз, которыми Тургенев нас завлек, и мы переживали, читая его произведение. Из рассказа читателя исчезли эпитеты, сравнения. И нет предложения, где говорится о силе, которая заставила собаку остановиться и попятиться...
10. Разделите текст на части. Озаглавьте их. Составьте план. Перескажите произведение.
Ответ:
План:
1.Возвращение с охоты.
2.Трезор почуял дичь.
3.Старый воробей камнем упал перед собакой.
4.Смущенный пёс попятился
5.Автор восхищается геройским поступком воробья.
В произведении И.С.Тургенева "Воробей" охотник с собакой возвращались с охоты и заметили молодого воробья, который выпал из гнезда. Трезор медленно приближался к птенцу. Но внезапно с дерева упал камнем взрослый воробей и стал защищать своего малыша. Взъерошенная птица с жалким писком бесстрашно нападала на собаку. Собака не ожидала такого поворота событий и остановилась, попятилась. Хозяин отвел пса от воробья. Оба были удивлены поступком маленькой героической птички.
Прочитайте стихотворение. Н. Рубцов. Воробей
1. Какое настроение создаёт стихотворение?
Ответ:
Ответ:
Это стихотворение создает грустное настроение. Очень жалко воробья, который замерзает.
2. Как поэт относится к воробью? Что подсказывают нам последние две строчки?
Ответ:
Поэт относится к воробью нежно, жалеет птичку: «Воробей мой, воробьишка!», «Подружись со мной, пичужка», «Прыгай, прыгай, я не трону ...», «Видишь, хлебца накрошил», «Двинь-ка клювом в бок ворону…»
3. Докажите, что вы прочитали стихотворение, а не рассказ.
Подвода с поклажей – конная повозка, телега для перевозки груза. Чердак – это помещение, которое находится между потолком и крышей дома.
Ответ:
В стихотворении есть рифма и ритм: даже - поклажей, бедным – вредным, своему - ему.
4. Какие слова вам не совсем понятны? Как вы узнаете их значение?
Ответ:
Подвода с поклажей – конная повозка, телега для перевозки груза. Чердак – это помещение, которое находится между потолком и крышей дома.
Прочитайте стихотворение. Саша Чёрный. Воробей
1. Как поэт описывает воробья? Найдите эти строки.
Ответ:
Поэт описывает воробья маленькой, серой, шустрой птичкой с глазками как бисер.
2. Что предлагает воробью писатель?
Ответ:
Писатель предлагает воробью подружиться с ним, уговаривает пожить птичку в тепле - возле печки. Мечтает научить ее азбуке.
3. Какие литературные приёмы использует поэт: эпитеты, сравнения, олицетворение? Приведите примеры.
Ответ:
Поэт использует литературные приёмы: эпитеты - серый, юркий, сравнение - точно мышка.
4. Как вы понимаете слова пичужка, вьюшка?
Ответ:
Пичужка – маленькая птичка. Вьюшка - крышка в трубе печки, чтобы закрывать для сохранения тепла , когда протопится печь.
5. Перечислите признаки поэтического произведения.
Ответ:
Признаки поэтического произведения:
• написано в столбик (стихотворная форма)
• рифма, созвучие слов в окончании стихотворных строк: воробьишка— мышка, глазки— лапки, врозь — вкось
• ритм: равное количество слогов в строчках.
Прочитайте текст о воробьях из атласа-определителя «От земли до неба» А. А. Плешакова.
1. Что нового вы узнали о воробьях?
Ответ:
Мы узнали, что воробьи бывают домовые (с серой шапочкой на головке) и полевые (у них шапочка коричневого цвета).
2. Можно ли догадаться, читая статью, как автор относится к воробьям?
Ответ:
Читая статью, видно, что автор относится к воробьям дружелюбно, изучает их жизнь.
3. Определите, какой это текст:
• научно-познавательный;
• художественный;
• справочный.
Ответ:
Это научно-познавательный текст.
4. Объясните свой ответ, указав одну из особенностей текста.
Ответ:
Познавательный, потому что поясняет как можно различить виды воробьев.
5. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Ответ:
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Эта пословица учит, что прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать.
Стрелял в воробья, а попал в журавля. Эта пословица говорит о том, что удача улыбается тому, кто не завидует и не гонится за большой добычей.
И воробей на кошку чирикает. Эта пословица о смелости, когда забываешь о своей опасности, лишь бы выручить друга из беды.
6. Составьте самостоятельно рассказ, используя одну из пословиц.
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Стрелял в воробья, а попал в журавля.
И воробей на кошку чирикает.
Ответ:
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Мой младший братишка болтливый человечек, он никогда не думает, что говорит, никогда не следит за своим языком. Он постоянно обижает меня и бабушку, и не замечает этого. Он думает, что шутит, но бабушка частенько уходит молча в другую комнату и сидит там, вытирая слезы.
Стрелял в воробья, а попал в журавля.
Однажды я пошла с подружками за ягодами. Хотя, честно признаюсь, собирать ягоды не умею, Вернее, никогда больше кружки не получалось собрать. Все съедала. И вот, незаметно для себя , моя посуда мелкая заполнилась. Что делать? Полянка, вся усыпанная ягодами, так и манила. А собирать не во что. Тогда я сняла кепку, и набрала ягод полную с верхом. Когда вернулась домой с добычей, мама пошутила: стреляла в воробья, а попала в журавля!
Учебнику конец, кто учебный год закончил - молодец!