§ 27. Русское государство во второй половине XV - начале XVI вв.

Вопросы к параграфу по пунктам, страница 204

1. Почему брак Ивана III с Софьей (Зоей) Палеолог стал политическим событием европейского значения?

Ответ:

Этот брак привел к независимости Русской православной церкви. Также брак помог утвердить представление о том, что Русь — прямая наследница Византии, а её государь — преемник византийских императоров. В результате этого брака бездетный Иван III получил наследника. Этот брак помог распространить на Руси католичество. Московский князь стремился утвердиться среди своих подданных представление о том, что Русь — прямая наследница Византии, а её государь — преемник византийских императоров. В итоге и состоялась женитьба князя на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог (1472—1503).

2. Как обосновывался священный характер самодержавной власти московского князя?

Ответ:

Был следующий принцип в отношении самодержавной власти московского князя. Иосиф Волоцкий (святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных) в своём учении подчёркивал священный характер самодержавной власти московского князя так: власть от Бога, богоданная, ослушание и сопротивление ей — поступок греховный.

Страница 206

1. Как изменились Государев двор и Боярская дума после объединения страны?

Ответ:

 Прежде в составе двора служили дети боярские, владевшие вотчинами. Теперь Государев двор объединял государевых помещиков детей боярских. В XVI в. все члены двора были обеспечены поместьями. Формирование двора было тесно связано со становлением поместной системы, которая стала доминировать в пределах Новгородской земли, а позднее и в других уездах. Заметно возросла роль Государева двора. Он стал органом управления страной, а его члены — законотворцами, администраторами, судьями в центре и на местах. Главными помощниками князя были бояре, составлявшие Боярскую думу. Она не имела строго определённых функций и действовала как совещательный орган.

2. Какими отрицательными сторонами обладала местная система управления, основанная на кормлении?

Ответ:

Люди несовершенны. Так и здесь, наместники часто злоупотребляли своим служебным положением, рассматривая кормление как способ обогатиться.

Страница 207

1. Кто находился на вершине социальной пирамиды рядом с великим князем?

Ответ:

Титулованная (аристократы — потомки князей, перешедших на службу к московскому государю) и нетитулованная знать. Они занимали все высшие посты. Знатные люди, опираясь на своё происхождение («отечество»), стремились быть ближе к государю.

2. Как решались споры между высокопоставленными членами великокняжеского двора?

Ответ:

Cпоры решались с помощью системы "Местничество". Местничество — это  система в которой происходит распределения должностей, в зависимости знатности рода. Взаимные претензии высокопоставленных членов великокняжеского двора — Рюриковичей, Гедиминовичей и представителей старомосковского боярства (бояр, предки которых издавна служили московским князьям) как раз только так и решались.

Страница 209–210

1. Какие события привели к независимости Русской православной церкви?

Ответ:

По настоянию Исидора и никейского митрополита Виссариона был подписан договор, согласно которому греческая православная церковь признавала главенство римско-католической церкви. С того времени русские митрополиты избирались и поставлялись (возводились в сан) в Москве, а Русская православная церковь фактически стала автокефальной, независимой от константинопольской патриархии.

2. Что значило для московских князей выдвижение церковными деятелями положения о божественном происхождении верховной власти?

Ответ:

Иосиф Волоцкий  (святой Русской православной церкви, почитается в лике преподобных) утверждал, что власть, полученная светским правителем от Бога, может использоваться с недобрыми намерениями. Таким «тираническим» правителям подданные имеют право не подчиняться и даже выступать против них.

Вопросы и задания к параграфу 27

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) О какой угрозе предупреждает Ивана III ростовский архиепископ? 2) Считает ли Вассиан Рыло власть ордынского хана законной? 3) Кто, по мнению архиерея, является настоящим, Богом посланным царем?

Ответ:

1) Ростовский архиепископ Вассиана Рыло предупреждает князя Ивана III об угрозе отпадения от христианской морали, ожидая от него благочестивого поведения, которое присуще православным государям.

2) Да, считает! Вассиан Рыло сравнивает власть хана с египетским фараоном, что указывает на ее языческое происхождение. Власть же Ивана III — Богом утвержденная власть.

3) Иван III – это настоящим, Богом посланный царь, освободитель христианских людей.

2. Рассмотрите иллюстрацию на с.204 и ответьте на вопросы. 1) Отражает ли изображение печати Ивана III основную идею параграфа? 2) Почему новым символом Московского государства стал орел с герба Византийской империи? 3) Как вы можете объяснить тот факт, что орел изображался с двумя головами?

Ответ:

1) Во времена царствования Ивана III в печатях Московского (Русского) государства стал использоваться двуглавый орел (привезенный с собой Софьей Палеолог), как символ преемственности русских царей византийским императорам. Это символ укрепления власти московских князей. В 1472 году, в год венчания с Софьей Палеолог, на оборотной стороне матрицы был добавлен рисунок с двуглавым орлом, головы которого венчали короны. Софья Палеолог была племянницей последнего Византийского императора Константина Палеолога, и по его велению двуглавый орел был передан России как символ павшей империи.

2) Двуглавый орел был передан России как символ павшей империи. Русское государство было преемницей Византии и ее политических порядков.

3) Сам по себе двуглавый орел – это символ сочетания в себе двух начал, для России это сочетания западного (наследие Римской империи – Византии) и восточного (Золотая Орда).

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) создание первого общерусского свода законов; 2) Иван III официально принял титул «государь всея Руси»; 3) избрание собором русских архиереев митрополита Московского Ионы; 4) подписание московским митрополитом Исидором Ферраро – Флорентийской унии; 5) брак Ивана III Софии Палеолог.

Ответ:

1) 1497 г. (создание первого общерусского свода законов)
2) 1485 г. (Иван III официально принял титул «государь всея Руси»)
3) 1448 г. (избрание собором русских архиереев митрополита Московского Ионы)
4) 1439 г. (подписание московским митрополитом Исидором Ферраро – Флорентийской унии)
5) 1472 г. (брак Ивана III Софии Палеолог)

4. Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Только ли военное могущество и постоянный рост территории являлись основной для государственного строительства Московской Руси?

Ответ:

«Государственное строительство Московской Руси предполагало её многостороннее развитие — создание аппарата централизованного государства, освоение новых территорий, обращение к европейским и православным традициям при выборе государственной идеологии».

 Заслугами Ивана 3 можно считать не только военные успехи московских князей, но и создание аппарата централизованного государства, освоение новых территорий, обращение к европейским и православным традициям при выборе государственной идеологии. Благодаря этому Русское государство становится в один ряд с могущественными государствам Европы.

Работа с источниками, страница 211

1. Можно ли говорить о том, что ордынское владычество не стерло историческую память народа о величие Древней Руси? Какую разницу видит ростовский архиепископ между князьями домоногольского периода и своими современниками? Какой князь, прямой предок Ивана III, назван примером стойкости и личного мужества?

Ответ:

 Одним из таких событий, дискуссия вокруг которого продолжается вплоть до настоящего времени и имеет принципиальный характер, являлось вторжение монголо-татар на русские земли и последовавший затем период так называемого «ига». Впрочем, само понятие «монголо-татарское иго» не встречается в исторических документах тех времен, к которым относится. Впервые оно было зафиксировано в XVIII веке, когда в петровские времена Россия (а точнее, власть) ощутила отсталость страны по отношению к Европе. Проблема монголо-татарского влияния на развитие России всегда волновала русское общество. В отечественной историографии вплоть до настоящего времени существуют различные точки зрения по этому вопросу. По мнению Н. Карамзина, Н. Костомарова, Н. Загоскина и других историков, монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную организацию русского народа, на формирование и развитие Московского государства. В частности, Н. Карамзин, с одной стороны, осуждая насилие монголов на Руси и признавая «иго» причиной отставания русских земель от Европы, с другой стороны, считал, что в целом их влияние было положительным: ханы мешали междоусобицам среди князей, усилению удельной раздробленности и привели русские земли к единодержавию. «Свершилось при монголах, легко и тихо, чего не сделали ни Андрей Боголюбский, ни Всеволод III, – пишет Н.М. Карамзин, – во Владимире и везде, кроме Новгорода и Пскова, умолк вечевой колокол, … рождалось самодержавие; усилившаяся Москва обязана своим величием ханам». 

 Главным отличием между князьями домонгольского периода (Олег, Игорь, Святослав) и послемонгольского (Дмитрий Донской) архиепископ видит в православной вере и борьбе за нее, а также в том, что Дмитрий Донской, хоть и боролся с погаными, но он боролся за объединение страны, нежели князья домоногольской эпохи, главной цель которых являлось охрана границ и сбор дани.

Дмитрий Донской-прямой предок Ивана III. В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, а Владимирское великое княжество стало наследственной собственностью московских князей, хотя при этом из-под его влияния вышли Тверское и Смоленское княжества. Были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой. 

2. О чем говорят характеристики, данные хану Ахмату ростовским архиепископом Вассианом Рыло? Почему клятвопреступление московского государя, его отказ от верности хану Ахмату, вызывают одобрение иерарха церкви? Кто, по мнению ростовского архиепископа, истинный царь на Руси? Составьте небольшой рассказ по картине художника Н.С. Шустова «Иоан III свергает татарское иго, разорвав ханскую грамоту и приказав умертвить послов».

Ответ:

Ростовский архиепископ говорил о хане Ахмате, что он богомерзкий и скверный самозваный царь истинным царем по его мнению являлся Иван 3.

Клятвопреступление князя Дмитрия Донского было необходимо для борьбы против ордынского ига, лучше умереть, чем подчиняться ордынцам.

По мнению ростовского архиепископа, истинный царь на Руси является Иван III.

 Рассказ

Приехали послы хана Ахмета к Великому князю Ивану III с ханской грамотой, принял их князь. Прочитав грамоту ханскую, воспротивился ей князь, надоело ему под властью ордынской жить, как долгие годы предки его, решил он, что надо продолжить дело деда и отца своего. Встал он с кресла своего и разорвал он грамоту эту, приказав схватить послов и казнить их, чтобы неповадно было хану присылать людей своих. Теперь он единственный правитель на земле Русской, а, кто воспротивиться захочет, мечом ответ получит.