§ 2. История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – средине VI в. н.э.

Вопросы к параграфу по пунктам, страница 21

1. Какие признаки являются главными для определения принадлежности людей к тому или иному народу?

Ответ:

Черты лица, цвет кожи, глаз, волос, рост. Культурные особенности и, конечно же, язык, на котором говорят. 

2. Что было результатом совместного проживания народов на территории Восточной Европы?

Ответ:

Как и следовало ожидать, результатом совместного проживания разных народов стало возникновение смешанной культуры и обычаев, появление новых форм наречий, языка.


1. Как территория, занятая балто-славянами, повлияла на их занятия?

Ответ:

Балто-славяне проживали на крупных реках (Висла, Днестр, Западная Двина, Ока). Не трудно понять, что основными видами жизнедеятельности были рыболовство, охота на дичь в лесах и болотах, сельское хозяйство на свободных от леса территориях.

2. Что говорит о близости двух народов — балтов и славян?

Ответ:

Культурное сходство, образ жизни в быту: дома, посуда, одежда, язык общения.

Страница 22

Используя информацию карты, объясните, какие преимущества получили греческие колонисты после переселения в Северное Причерноморье.

Ответ:

Преимущества:
- заняли территории у Черного моря, что позволило организовать контроль проливов и создание морских путей,
- появились новые возможности в общении между греками и местными племенами (скифа, сарматы, синды и другие),
- обмен знаниями помог прогрессу,
- расширение территорий позволило создать наиболее серьезную державу, где было больше население, рабов, мест для возделывания земли.

Страница 23

1. Как возникло понятие «варвар»?

Ответ:

Есть две теории возникновения слова. Первая, так называли всех, кто говорил не так как сами греки. Вторая, что диалект был таков, то слышалось как "вар-вар", отсюда и пошло наименование слова варвар.

2. Какие занятия и традиции скифов были неизвестны жителям греческих полисов?

Ответ:

Греки переняли от скифов кочевое скотоводство, а чуть позже и оседлое земледелие. В военном деле греки использовали скифов в качестве солдат, которые изготавливали современное оружие. Скифы умели обрабатывать и другие металлы, скажем делать  золотые украшения, о чем говорят захоронения скифских царей и знатных людей с множеством украшений вокруг них.

Страница 24–25

1. Откуда пришли первые достоверные сведения о славянах?

Ответ:

 После «Великого переселения народов», когда славянские племена вытеснили гуннские племена на запад, а также после вторжения варваров с Северного Причерноморья появились сведения о славянах. Они относятся к 6 веку, к тому времени, когда Европа подвергласть крупному нашествию кочевников.  В исторических письменных славяне появляются под именами венеты, склавины, анты.

2. Что сделало славян народом, осознавшим своё место среди других народов?

Ответ:

Падение государства варваров стало основой для создание нового славянского государства (795 — 796 гг.).

Вопросы и задания к параграфу 2

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Может ли народ сохранить свой словарный запас неприкосновенным? 2) О чем говорит наличие одинаковых слов у народов, живущих сегодня далеко друг от друга.

Ответ:

1) Нет, словарный запас постоянно расширяется и трансформируется. Это заметно даже по нашему времени, когда появляются новые слова от общения с другими культурами, от возникновения новых слов связанных с возникновением внутренних культурных ценностей.

2) Наличие схожих и одинаковых слово говорит о том, что народы сотрудничали между собой, "пересекались" в быту, торговле, общении и возможно в военных конфликтах. 

2. По карте (с. 19) изучите расположение стоянок первобытных людей на территории нашей страны и предположите, почему люди в эпоху палеолита не боялись двигаться на север, к краю ледяного щита.

Ответ:

В основном это было связано с поиском лучшего. Люди искали лучшие поля для скота, лучшие земли для земледелия. Здесь надо учитывать факторы увеличения населения и истощения уже известных территорий, которые также заставляли искать что-то новое. 
 Кроме того, южные регионы были более опасными для мирных жителей, ведь там было много кочевников, которые жили грабежами, разорением поселений. 

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) разделение балтских и славянских племён, 2) начал греческой колонизации Северного Причерноморья, 3) первые достоверные сведения о славянах, 4) окончание переселения индоевропейцев; балто — славяне заняли свою территорию, 5) вторжение гуннов в Восточную Европу, начло Великого переселения народов.

Ответ:

1) I тысячелетие до н.э. (разделение балтских и славянских племён)
2) VII в. до н.э. (начал греческой колонизации Северного Причерноморья)
3) VI в. (первые достоверные сведения о славянах)
4) 2000 — 1500 гг. до н.э. (окончание переселения индоевропейцев; балто — славяне заняли свою территорию)
5) середина IV в. (вторжение гуннов в Восточную Европу, начло Великого переселения народов)

4. Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Что можно узнать о народах, сравнив их языки и обычаи?

Ответ:

«Знания о народе и его языке приобретаются через изучение истории его соседей, признаки взаимодействия разных народов между собой мы можем найти в языке, хозяйственной жизни, культуре».

Об этой цитате можно сказать следующее. Соседние народы всегда взаимодействуют между собой в различных областях жизни, начиная от бытовых особенностей, экономических и заканчивая решением территориальных конфликтов. Все это сказывается как на одном народе и культуре, так и на другом. Поэтому искать отголоски культурных ценностей даже в своем отечестве стоит с учетом обращения к культуре, языку и обычаям соседних народов.

Работа с источниками, страница 26

1. Насколько значим был для скифов каждый из трех предметов, которые упали с неба? Почему царем скифов стал младший брат? Можно ли говорить о том, что золото для скифов имело священное (ритуальное) значение?

Ответ:

 Во первых о предметах. Это плуг с ярмом (деревянный хомут для упряжки рабочего рогатого скота), секира и чаша. Плуг и ярмо олицетворяют земледелие. Обоюдоострая секира – своеобразный символ возможности применения силы, для защиты своих территорий или даже возможности получить новые путем захвата. Этот символ также важен как и символ земледелия. Чаша – это своеобразный сосуд благополучия, символ хранения ценностей, материальных, духовных и интеллектуальных. Эти предметы не только олицетворяют, но и являются важными практическими предметами в жизни скифов.

История становления царя скифов Колаксая интересна тем, что по мере возможностей золото было доступно не только богатым сословиям, но и другим обывателям, и за их практичности и возможности легче вести хозяйство.

Что на счет важности золота в жизни скифов, то его значительное захоронение вместе с мертвыми в могилах указывает на желание передать эти предметы с покойником в иной мир, отдать самое дорогое и нужное, что пригодится в новой жизни умершему. 

2. Какие религиозные представления скифов заставили их хоронить слуг вместе с господином? Как объяснить изобилие золотых предметов в царских захоронениях?

Ответ:

Все то, что было у человека в этой жизни, должно было перейти вместе с ним и в новую жизнь. Ведь он привык ко всему этому, привык пользоваться своими богатствами, своими вещами, услугами прислуги. А значит все это должно было перейти с ним в новую загробную жизнь. Так по крайней мере задумывалось.