§ 11-12. Древнерусская культура

Вопросы к параграфу по пунктам, страница 81

1. Как христианская церковь относилась к язычеству?

Ответ:

Христианская церковь никак не поддерживала, а даже наоборот, боролась с альтернативной верой, - язычеством!

2. Какие общие черты характерны для христианства Восточной и Западной Европы?

Ответ:

Общие черты христианства Восточной и Западной Европы заключается в вере, но отличаются в некоторых ее проявлениях. Так есть разница в календарях дат, скажем у католиков и христиан. Кроме того есть есть и языческие даты, перешедшие и оставшиеся в культуре. Даже у нас до сих пор празднуется такой праздник как Масленица, который является языческим.

Страница 83

1. Какова была потребность в богослужебных книгах в Древней Руси после принятия христианства?

Ответ:

Потребность в богослужебных книгах в Древней Руси после принятия христианства возросла, ведь теперь необходимы были писания, чтобы следовать всем канонам (службы, обряды). Книги писались и переводились на русский.

2. Кому была доступна книжная грамотность в Древнерусском государстве?

Ответ:

Само собой грамотность в Древнерусском государстве была доступна лишь весьма образованным людям. Как правило это были люди приближенные к церкви, так как именно вокруг них образовывались школы, именно там необходимо было знание, дабы читать святые писания. 

Страница 84

1. Каким требованиям должен следовать художник — иконописец?

Ответ:

В зависимости от выбранного исполнения икон, сам иконописец должен был выбрать соответствующую технику написания. Так иконы писались на специально подготовленных деревянных досках. В церквях образы святых наносили красками прямо на стену, по сырой штукатурке, это были фрески. Написание фресок было делом весьма достойным и многие из мастеров старались получить именно подобные заказы. Если же изображения были выложены камнями разного цвета и стеклом (смальты), их называли мозаикой. Наиболее известные и популярные памятники древнерусского искусства — мозаичные изображения столице Руси в киевском храме Святой Софии, работа греческих мастеров.

2. Почему иконописцы не ставили своих имён под созданной работой? (Ответьте на примере жития иконописца Алимпия.)

Ответ:

Это был своеобразный жест скромности. Ведь что значит труды мастера, когда они призваны служить великой вере и богу, а не восхвалять его имя? Как завещала Библия и Евангелие, добро делалось бескорыстно от чистого сердца.

Страница 85–86

1. Какая страна дала Руси образец храмового строительства?

Ответ:

Так как христианство было перенято из Византии и так как именно с ней были наиболее развитые экономические и торговые связи, то и образец церквей пошел оттуда же!

2. Где русские князья брали средства на строительство храмов?

Ответ:

По указу Владимира десятую часть доходов отчислялась на строительство церквей. Отсюда собственно и пошло наименование церкви Успения Пресвятой Богородицы, которая была названа Десятинной.

Вопросы и задания к параграфу 11-12

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Модно ли сегодня использовать совет древнерусских книжников по чтению и запоминанию содержания? 2) Согласны ли вы с тем, что книга сдерживает человека и управляет им?

Ответ:

1. На счет медленно о вдумчивого чтения это весьма ценный и нужный совет. В наш век гаджетов не многие просто читают, а уж правильно читают еще меньше.

2. Книга и сдерживает и подталкивает и направляет. Книга является учителем, наставником, другом. Можно привести много нарицательных и эпитетов, но верно то, что пища дает пищу для ума, а значит управляет, оказывает влияние, на мышление человека.

2. Рассмотрите иллюстрацию на с. 80 и ответьте на вопросы: 1) Опишите её, используя полученные знания, 2) Как искусство мозаики утвердилось в русских храмах? 3) Найдите в дополнительной литературе или Интернете материал и напишите небольшой рассказ на тему «Как мальчик Алимпий стал Иконописцем».

Ответ:

1. На рисунке изображен Дмитрий Солунский в военной форме. В руках у него копье и щит, в ножнах меч. Все это говорит о том, что мозаика была сделана примерно в XI в., когда Дмитрия принято изображать в виде воина. При этом у него виден нимб святого. Этот факт характерен для лика святых на иконах. 

2.  Мозаика – это выкладывание какого -либо изображения камнями и стеклом разного цвета. Само искусство мозаики пришло на Русь вместе с религией. Именно в храмах чаще всего можно было встретить мозаику и именно ее и переняли для изображений ликов святых. Первыми авторами мозаики на Руси были греческие мастера, они выложили в киевском храме Святой Софии образы святых. Постепенно и русские мастера переняли это искусство. 

3. Алимпий с детства любил рисовать и посвящал этому любую свободную минуту, когда вроде и время для этого не было, а надо было помогать родителям. И вот однажды, в один из прекрасных дней к нему с небес спустился ангел, посланник Божий. Он поцеловал Алимпия в лоб и у него открылся дар написания чудесных икон, которые будут украшать самые лучшие храмы и монастыри по всей Руси. Свои же основные навыки он отрабатывал с греческими мастерами, расписывающим Печерскую церковь. Именно в Печерской церкви Алимпий увидел и восхитился чудом — изображение иконы Пресвятой Богородицы. Тогда он и понял, что посвятит свою жизнь иконописи.

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) создание первого общерусского свода летописей «Повесть временных лет»; 2) строительство храма Софии Новгородской; 3) первая датированная русская рукописная богослужебная книга Остромирово Евангелие; 4) начало строительства храма Софии Киевской; 5) создание «Изборника Святослава»; 6) строительство храма Успения Пресвятой Богородицы.

Ответ:

1) 1113 г. создание первого общерусского свода летописей «Повесть временных лет»
2) 1045 — 1050 гг. строительство храма Софии Новгородской
3) 1056 — 1057 гг. первая датированная русская рукописная богослужебная книга Остромирово Евангелие
4) 1037 г. начало строительства храма Софии Киевской
5) 1073 г. создание «Изборника Святослава»
6) 996 г. строительство храма Успения Пресвятой Богородицы

4. Выберете ответ на главный вопрос главы, обоснуйте свой выбор: Способствовало ли принятие христианства расцвету материальной и духовной культуры Древней Руси, смогла ли новая вера быстро изменить народную культуру?

Ответ:

«Православная культура шаг за шагом проникала в народную жизнь и постепенно вытеснила из нее язычество».

Христианство по сравнению с язычеством было более совершенно. Можно сказать оно имело более высокий уровень преподнесения информации о религии, качества религии. Христианство было более гармоничным, так как имело более четкие каноны, имело образовательные книги по религии. У Христианство элементарно был выше авторитет, из за всего этого. И замена язычества новой религией было делом времени. Так вот, в итоге язычество и отступило, но это происходило постепенно.

С приходом христианства пришли и другие особенности. Строительства храмов, монастырей, образование школ для изучения религиозных книг. 

Работа с источниками, страница 87 — 88

1. Рассмотрите изображения четырех храмов Святой Софии в разных городах. Используя информацию учебника и ресурсы Интернета, сравните эти соборы. Три из четырех храмов Святой Софии были заложены при князе Ярославе Мудром. Какой государственный и религиозный смысл скрыт в географическом местонахождение этих храмов.

Ответ:

Храм Святой Софии Константинопольской: собор представляет собой параллелепипед (75,6 м длина и 68,4 м ширина), образующий три основных площади, за счет форм крыши. Средняя — широкая, боковые — узкие. По центру расположен большой купол. В то время храм был весьма амбициозен, как по архитектуре, так и по реализации конструкции. 

София Киевская: здесь уже можно наблюдать здание с 5 явными объемами здания. Это купольный храм с 13 главами, а с 3 сторон окружён двухъярусными галереями. Сам храм сложен из плинфы — широких, тонких кирпичей. Размеры храма без галерей 29,5 м - длина, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6 соответственно. Высота до вершины центрального купола 28,6 м, площадь под куполом представляет собой квадрат со сторонами 7,6 м.

Храм Софии Новгородской: пятисекционный, крест ан крест скомпонованный храм. Такие храмы строились на Руси только в XI веке. Аналогичные храмы находятся в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три выступа — центральная пятигранная, и боковые — полукруглые. С трёх сторон центральное строение храма окружают широкие двухэтажные галереи. Сам храм имеет пять башен, а шестая расположена в западной галерее. Крыши башен, купола, выполнены в форме древнерусских военных шлемов.

Храм Софии Полоцкой: храм возведённый в середине XI века. Один из первых и явный храм с византийской архитектурой. Освящён во имя Святой Софии. Собор претерпел значительные изменения, так как был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. а вообще все храмы заложенные при Ярославе Мудром, строились по византийскому образцу. О чем уже не раз было сказано.  

2. О каком из четырех храмов говорится в «Слове о Законе и Благодати»? В нем упоминается «Новый Иерусалим» – о каком городе идет речь? Почему для Киева этот город стал образцом для подражания?

Ответ:

В произведении «Слове о Законе и Благодати» речь идет о храме Софии Киевской. А значение "Новый Иерусалим" – это Константинополь (Царьград). Именно Константинополь был первоисточником для принятия христианством, именно он является основополагающим в формировании религии Руси. 

3. Почему Иларион называет князя Владимира Василием, а Ярослава Мудрого Георгием?

Ответ:

Здесь есть переплетение разных религий. Так Иларион называет князя Владимира Василием, а Ярослава Мудрого Георгием теми именами, которые они получили при крещении и при обращении в православную веру, а вот имена Владимир и Ярослав являются их языческими именами.

4. Выберете ответ на главный вопрос главы, обоснуйте свой выбор: Что сделало Древнюю Русь неотделимой частью Европы – постоянно растущее военное и политическое могущество или принятие христианства, появление письменного законодательства, строительство городов, рост торговли?

Ответ:

«Принятие христианства, усиливающееся политическое влияние, письменное законодательство, рост городов и торговли позволили Древней Руси войти в Европу как равноправному партнеру, наладить династические, экономические, культурные связи с большинством европейских стран».

Принятие христианства и надежные экономические связи позволили Древней Руси занять новое место в мире. Из за религиозного сближения, перенимания этой культуры, Русь было легче воспринимать как партнера и союзника. Ярослав Мудрый при этом выдал своих дочерей замуж за наследников европейских престолов. Развивалось и образование, а вместе с письменностью и выходили новые законы, Русская правда, Устав Владимира Мономаха... Кроме того возможность противостоять половцам также позволило уже считаться с интересами Руси. Русь стала большим, сильным и важным государством.