§ 28. Русская культура в XIV - начале XVI вв.
Вопросы к параграфу по пунктам, страница 213
1. Какие события вызвали потребность в общерусском летописании?
Ответ:
Объединение русских земель вызвало потребность в общерусском летописании. В 1305 г. при дворе тверского великого князя Михаила Ярославича впервые была создана летопись, в которую вошли не только местные, но и новгородские, рязанские, смоленские и южнорусские известия. В Тверском летописном сборнике впервые прозвучала мысль о необходимости борьбы с Ордой.
2. Как летописный свод 1448 г. выразил главную идею эпохи?
Ответ:
Общерусской летописью стал свод 1448 года. Именно он выразил главную идею эпохи. Его автор впервые высказал идею о необходимости объединения московских земель с Ростовом, Суздалем, Тверью и Великим Новгородом для совместной борьбы с «погаными».
Страница 216
1. Какие главные события в христианском мире XIV—XV вв. нашли отклик в поучениях, посланиях, повестях?
Ответ:
Значительную часть русских литературных произведений 14-15вв составляли поучения и послания посвященные вопросам веры, нравственности, отношения между светской и духовной власти, позиции России в христианском мире.
2. Чем христианское поучение «Домострой» было важно для простых семей, посадских и сельских жителей?
Ответ:
То что сегодня называется домоводством, ранее можно было назвать домостроем. Так «Домострой» рассказывал, как следует вести домашнее хозяйство, воспитывать детей, и какими должны быть отношения между членами семьи.
Страница 218
1. Чем можно объяснить неудачу русских мастеров, возводивших Успенский собор в Московском Кремле в конце XV в.?
Ответ:
Факты создания нового собора весьма интересны. Так на месте ветхого Успенского собора московские у мастеров Кривцова и Мышкина случился казус. Стены храма неожиданно рухнули.
2. Почему именно итальянским мастерам было поручено начать строительство кремлёвских храмов и новых крепостных стен?
Ответ:
Этот факт можно объяснить большим доверием именно итальянским мастерам. У них был значительный опыт как в архитектурном оформлении, так и в конструкторских решениях при возведении соборов. А строительство, которое развернулось в то время в Москве, потребовало привлечения огромного количества профессиональных зодчих. В итоге сюда съехались мастера из Пскова, Твери, Новгорода Великого, Ростова, а также и из Италии — Антон Фрязин, Марко Руфо, Пётр Соларио... Кремль как раз стал результатом их работы — это уникальный памятник мирового зодчества, гармоничный плод сотрудничества представителей разных народов, разных культур, разных строительных традиций.
Страница 221
1. Кто сыграл большую роль в возобновлении древнерусской иконописной традиции в XIV в.?
Ответ:
XIV в. из Византии в Новгород приехал иконописец и мастер монументальных фресковых росписей Феофан Грек. В итоге первые митрополиты, обосновавшиеся в Москве и его преемник Феогност стали отправлять русских иконописцев на учёбу в Афон, Константинополь и другие крупные православные центры, где они и обучались иконописи.
2. Что отличало работы Феофана Грека от произведений других русских иконописцев XIV—XV вв.?
Ответ:
Существует прекрасное письмо московского книжника Епифания Премудрого (1415 года) , в котором в нескольких предложениях описаны манера работы Феофана и даже его характер.
Через чувственное — наши глаза — напрямую передает духовное послание душе и духу человека.
Фрески Преображенского храма — Спас Вседержитель в куполе, праотцы и пророки в барабане, росписи апсиды (святители, Евхаристия, несколько Праздников, Сошествие во ад, «Проповедь Христа апостолам» ) и Троицкого придела (ветхозаветная Троица, столпники, «Знамение» с ангелами, Престол со святителями, медальоны со святыми) .
В них Феофан полностью концентрируется на изображении отдельных фигур (даже если это сцены) , а не на взаимодействии персонажей и повествовании о том или ином событии. Образы строгие, сосредоточенные. Основной художественный прием художника — пробела (высветления, вспышки краски) , которые призваны выделить главные черты фигур, при этом они показывают внутреннюю силу и энергию, дополнительно подчеркивают сосредоточенность, глубину, обращенность вовнутрь.
Духовное усилие — вот главная характеристика и образов, и самого творческого процесса иконописца. Он изображает Бога как непостигаемую силу, попытки соединения с которым требуют титанических усилий.
Им расписаны:
•Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378)) (первая известная сохранившаяся работа)
Собор Рождества Богородицы (1395) вместе с Семёном Чёрным)
Архангельский собор Кремля (1399)
Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405)Им написаны знаменитые иконы:
Икона Божией Матери Донская (1380?)
Икона Успение Богородицы (1380?)
Преображение (1408)
Приписываются Феофану и иконы деисусного чина Благовещенского собора Кремля.
Вопросы и задания к параграфу 28
1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) О каких событиях своего времени говорил Сергий Радонежский, упоминая «страх ненавистной розни мира сего»? Что должен сделать человек, чтобы преодолеть свой страх? 2) Как святой соотносил духовное и земное в жизни человека? 3) Напишите небольшой рассказ на тему «Чему научил современников и потомков Сергий Радонежский?».
Ответ:
1) Сергий Радонежский поднимал вопросы веры и нравственности. В его речах встречается противопоставление и сосуществовании на Руси власти светской и религиозной. Он говорит о своем месте Русского государства в христианском мире, о его роли в христианстве. Дабы преодолеть страх надо воззреть на Святую Троицу – верить в Бога и молиться.
2) Одно не должно противоречить другому. Оно должно дополнять друг друга. Духовное и земное в жизни человека должно сосуществовать и гармонично дополнять друг друга.
3) Рассказ Чему научил современников и потомков Сергий Радонежский?
Сергий Радонежский является духовным собирателем культурных и исторических ценностей русского народа, с которым связаны важные события Святой Руси и возникновение русской духовной культуры. Так Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые невосприимчивые и ожесточённые сердца. Он очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Также Сергий открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там ещё тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч.
2. Рассмотрите иллюстрацию на с. 219 и ответьте на вопросы. 1) Опишите ее, используя полученные знания. 2) Как соотносятся определения древнерусской иконописи – «умозрение в красках» и знаменитая икона? 3) Почему знаменитые иконописцы XIV — XV вв. были не только искусными художниками, но и самыми пресвященными людьми своего времени?
Ответ:
1) Знаменитая икона Андрея Рублева «Троица» является каноном церковного искусства. На картине изображены три фигуры: Бог Отец, Сын и Святой Дух. Изображены они как три ангела, которые ведут беседу между собой. Глова каждого из них окружена золотым ликом, что указывает на их святость. Все трое улыбаются. Посредине иконы изображена чаша, которая символизирует собой страдания Христа. В руках у них скипетры – символ власти. Ангелы обеспокоены порокам, в которых погрязли люди и пытаются помочь им выбрать их него.
2) Форма, тематика, содержание древнерусского искусства были тесно связаны с религией и находились под строжайшим контролем церкви – следование канонам (типы изображения, композиционные схемы, символика).
3) Первые митрополиты, обосновавшиеся в Москве, Пётр и его преемник Феогност стали отправлять русских иконописцев на учёбу в Афон, Константинополь и другие крупные православные центры, где мастера учились не только иконописи, но и основам образования.
3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) строительство Московского Кремля из дуба; 2) строительство третьего Московского Кремля из белого камня; 3) начало строительства Московского Кремля из красного кирпича; 4) строительство первого после монгольского нашествия каменного храма в Северо — Восточной Руси; 5) создание первой общерусской летописи.
Ответ:
1) 1339 г. (строительство Московского Кремля из дуба)
2) 1367 г. (строительство третьего Московского Кремля из белого камня)
3) 1485 г. (начало строительства Московского Кремля из красного кирпича)
4) 1285 г. (строительство первого после монгольского нашествия каменного храма в Северо — Восточной Руси)
5) 1448 г. (создание первой общерусской летописи)
4. Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Как моральная стойкость и духовное возрождение общества в XIV — XV вв. были связаны с подъемом русских земель – военном, политическим, хозяйственным?
Ответ:
«Иноземное иго разрушило многое, но не духовные традиции русских людей, это позволило стране бороться за восстановление государства и общества».
Сохранение и создание духовных ценностей русского народа, все что хранила, множила и создавала русская православная церковь и священнослужители, позволило стране бороться за восстановление государства, общества, культуры. При этом использовав эти ценности для усиления духовной силы и веры в Бога.
Мнение историка, страница 224
1. Как объяснить тот факт, что Русь приняла от Византии летосчисление от сотворения мира, а начало нового года сохранила славянское – 1 марта? Почему дата 7000 год от сотворения мира вызвала предположение о конце света?
Ответ:
Известно, что (1 марта) символизировало собой начало сельскохозяйственного года, время когда начинались обработка земли и посев. Это было важным периодом года для русского народа, потому что основу его хозяйственной жизни составляло земледелие. Счет времени принятый в Византии на Руси полностью принят не был. Так согласно библии мир создавался семь дней, когда в писании упоминалась, что для создании требовалась тысяча лет и они принимались за дни. Новое летоисчисление от Византии не было полностью принято на тот момент. В Библии говорится о том, что Бог создавал землю за семь дней, один день равен одной тысячи, поэтому люди верили, что 7000 год – это год, когда заканчивается история. а само собой будет Конец Света.
2. Как относились к возможному концу света церковные иерархи и их соперники – еретики? Как церковные деятели объяснили то, что конец света не состоялся? Выберите три даты в истории России до начала XVI в. и переведите в летосчисление от сотворения мира.
Ответ:
Что относительно еретиков, то издевательски относились к концу света, они говорили: «...ныне седмь тысящь прошло, а конца несть: ино и святии — дети отцы солгали».
В целом объяснение было условным и оправдывающим. Так главы церкви выступили так: «Изложением пасхалии» — программным документом, написанным от имени митрополита Зосимы. 27 ноября 1492 г. Зосима изложил пасхалию на 20 лет «на Москве на соборе». Глухо упомянув о «еретичьствующих», митрополит повторил банальное утверждение, что никто не знает, когда наступит конец света и второе пришествие Христово, и сообщил о составлении пасхалии на следующую (восьмую) тысячу лет».
1240 г. (Невская битва) – 6748 г.
1380 г. (Куликовская битва) – 6888 г.
1480 г. (Стояние на реке Угре) – 6988 г.
Страница 225
Выберете ответ на главный вопрос главы, обоснуйте свой выбор: Что в большей степени повлияло на государственное строительство Московской Руси: православная вера, европейское влияние или более чем двухсотлетнее иноземное иго.
Ответ:
«Верность православной вере и осознание исторической принадлежности к европейской цивилизации превратили раздробленные русские земли в централизованное государство — Московскую Русь, шаг за шагом преодолевающее негативные последствия ордынского владычества и постепенно входящее на равных правах в семью государств Европы»
Вера (православная) общие интересы безопасности, экономики и государственности способствовали тому, что не только Русь свергла иноземное владычество (иго), но и послужили основой для создания самого значимого государства в Восточной Европе, с которым весь мир должен сейчас считаться.