Урок 21
Упражнение 1. Прочитай, как Дениска заставил себя спрыгнуть с вышки.
Я подошёл к самому краю. Коленки у меня дрожали. Я бормотал:
— Рохля!.. Вахля!! Махля!.. Прыгай сейчас же! Ну! А то я разговаривать с тобой не буду! Руки тебе не подам! Ну! Прыгай же! Ну!
И я шагнул вперёд. И я, когда летел, не успел ничего подумать, просто я знал, что я прыгнул. Я прыгнул! Я прыгнул! Прыгнул всё-таки!!!
(По В. Драгунскому)
Порассуждай. Что помогло мальчику справиться со страхом? Можем ли мы назвать Дениску трусом?
Дениска сам себя ругал, он не хотел быть трусом, и поэтому прыгнул.
Упражнение 2. Прочитай.
Сам себя ругал Максим:
«Ты, Максим, невыносим!
Ты грубишь родителям!»
— Решено! — сказал Максим.
—Стану укротителем!
Хватит своеволия!
Если даже и на льва
Могут действовать слова,
На меня тем более!
Он работал не со львами,
Он пантер не просвещал —
Нет, суровыми словами
Сам себя он укрощал.
(А. Барто)
Похожи ли Дениска и Максим? Чем? Что помогает им исправить свой характер? Какие слова помогают тебе — суровые или добрые?
Они похожи, исправить характер им помогают суровые слова.
Прочитай строки из стихотворения В.Шефнера. Как ты их понимаешь?
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Слова могут очень многое, в них заключена большая сила.
Упражнение 3. Прочитай. Кто сильнее? Согласишься ли ты с поэтом?
Тот храбрее, Только трусы
Кто добрее. с дураками
Тот сильнее, Спор решают кулаками!
Кто умнее.
(Ю. Мориц)
Поэт прав, сила в доброте и храбрости.
Упражнение 4. Выпиши из упражнений 1 и 2 выделенные слова. Вспомни изученное правило правописания.
Сейчас, просвещал, укрощал.
Упражнение 5. Запиши слова чаща, роща, щука, часы, туча, чудо в том порядке, в каком даны звуковые модели.
туча, щука, чудо
чаща, роща, часы
Упражнение 6. Прочитай вслух скороговорки. Спиши. Сочетания ча — ща, чу — щу подчеркни.
Не ищи щуку и леща в чаще леса.
Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
Не ищи щуку и леща в чаще леса.
Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.