Урок 39

Упражнение 1. Прочитай.
        Причины опозданий
Во вторник подвела постель —
Не смог я вовремя проснуться.
Позавчера забыл портфель,
В нём был банан — пришлось вернуться.
В своих ошибках разобрался,
Сегодня в срок прийти хотел,
Но слишком сильно разогнался
И мимо школы пролетел. (В. Лейкин)
Ученику придётся просить прощения за опоздание. Выбери, какие извинения подойдут больше всего. А может быть, ты предложишь свой вариант извинения?

• Извините меня, пожалуйста. Я даю честное слово больше не опаздывать.
• Знаете, я совсем не виноват, это мама не разбудила меня вовремя.
• Мне очень стыдно за своё опоздание. Я постараюсь, чтоб это было в последний раз.
• Я опять опоздал. Можно сесть за парту? 

Простите за опоздание. Я постараюсь больше не опаздывать.

Упражнение 2. Прочитай.

Учительница написала на доске слова и сказала ребятам:
— Спишите их. Только — не спешите.
Все пишут, а Алёша — нет...
— Почему ты не работаешь, Алёша?
— А я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», а то — «не спишите»... (А. Шибаев)

Почему Алёша не понял свою учительницу?

Потому что слова звучат одинаково, но означают разное.

Слова спишите и спешите произносятся одинаково. Как ты думаешь, какое слово при написании можно проверить словом пишет, а какое — словом спешка?
Если гласный в слове безударный, то на письме можно допустить ошибку — сп(е/и)ши. Для правильного написания гласный нужно про-верить — подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы сомнительный гласный был под ударением. Л(е/и)са — это лес (деревья) или л`сы (животные)? В предложении Л(е/и)са в Подмосковье очень красивые проверяем словом лес и пишем: Леса в Подмосковье очень красивые. В предложении Л(е/и)са погналась за зайцем проверяем словом лисы и пишем: Лиса погналась за зайцем. С этим правилом ты подробно познакомишь-ся во 2 классе.

Упражнение 3. Догадайся, где нужно вставить слово спеши, а где — спиши. Запиши.
Раз учительница в школе
Посоветовала Коле:
— Списывая, не ...,
Букву к буковке ... .

 Раз учительница в школе
Посоветовала Коле:
— Списывая, не спеши,
Букву к буковке спиши.

Упражнение 4. Выбери правильную звуковую модель слова ошибка.

       / 
   
                     

Упражнение 5. Правильно ли понял выражения подвела постель, пролетел мимо школы художник, который сделал такие рисунки?

Нет. Художник понял все в прямом смысле.

Вспомни, что у слова может быть несколько значений. Придумай предложения со словами подвела и пролетел в их основном значении.

Мама подвела сына к школе. Над головой пролетел стриж.