Урок 48
Упражнение 1. Ребята нашли два текста про медведя. Догадайся, где научный текст, а где сказочный. Объясни свои ответы.
1. Идёт медведь между ёлками, бредёт между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал и говорит: «Сяду на пенёк, съем пирожок!»
2. Медведь — крупное, хищное, всеядное животное с большим телом, покрытым густой шерстью, и коротки-ми ногами. Длина тела медведя от од-ного с половиной до трёх метров. Ве-сит он от шестидесяти до семисот килограммов. Различают три вида: белый, бурый, белогрудый.
Второй текст научный.
Упражнение 2. Прочитай слова.
мишка, мышка
Звуковая модель какого слова дана?
.
мышка
Подбери другие слова к этой модели. Запиши.
мушка, рыбка
Упражнение 3. Можно ли утверждать, что все согласные звуки в слове сказка глухие, твёрдые? Прочитай транскрипцию [скаска] и определи «ошибкоопасное» место в написании слова сказка.
сказка
Упражнение 4. Прочитай.
Барашки!
Барашки!
Барашки на речке!
— Какие барашки? —сказали овечки.
—Какие барашки? Ну где они, где?
БАРАШКИ
Не могут
Ходить по воде… —
Но пенятся, пенятся
Волны-кудряшки:
На речке барашки!
Барашки!
Барашки! (А. Шибаев)
О каких барашках говорили овечки? А о каких барашках говорится в стихотворении?
Овечки говорили о барашках - животных, а в стихотворении говорится о пенных барашках на воде.
Упражнение 5. Выпиши из стихотворения о барашках в упражнении 4 те предложения, в конце которых стоит вопросительный знак.
— Какие барашки? —сказали овечки.
— Какие барашки? Ну где они, где?
Как произносятся эти предложения?
С вопросительной интонацией
О каком «ошибкоопасном» месте напоминает такая запись: на ре[ч`]ке, ове[ч`]ки?
Правописание чк - чн.