Ответы к странице 77
Упражнение № 136. Выпишите из текста слова с чередованием звуков [к//ч’], [г//ж]. Выделите в словах корень. Подчеркните буквы, которыми обозначены чередующиеся звуки.
Ответ:
[к//ч'] Яблоко - яблочко, восток - восточный.
[г//ж] Дорога - дорожный, снег - снежок.
Упражнение № 137. Прочитайте. Подберите к каждому из данных слов однокоренное имя существительное с чередующимся согласным звуком.
Творог - творожок, … - г…рошинка, … - молочный, … - сн…жинка, … - обл…чное, … - м…двежий, … - в…лчица, … - д…роженька.
• Запишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень. Подчеркните буквы, обозначающие чередующиеся звуки.
Ответ:
Творог - творожок, горох - горошинка, молоко - молочный, снег - снежинка, облако - облачное, медведь - медвежий, волк - волчица, дорога - дороженька.
Упражнение № 138. Прочитайте сложные слова. Объясните их лексическое значение.
носорог ледоход пылесос
водолаз вертолёт сталевар
ледокол углевоз овощевод
змеелов скалолаз камнепад
стеклорез пешеход рыболов
• Выскажите своё мнение: в данных словах один корень или два? От каких слов образовалось каждое слово? Как вы думаете, почему эти слова называют сложными?
• Спишите любую группу слов в алфавитном порядке.
• Выделите в сложных словах корни. Подчеркните буквы о или е, которые соединяют корни сложных слов.
Ответ:
В данных словах два корня, которые соединены при помощи соединительных гласных о и е. Эти слова называются сложными.
Водолаз, змеелов, ледокол, носорог, стеклорез.
Вертолёт, ледоход, пешеход, скалолаз, углевоз.
Камнепад, овощевод, пылесос, рыболов, сталевар.