§12. Культурные растения
Вопросы перед параграфом
1. Какие культурные растения вам известны?
Ответ:
Из культурных растений мне известны такие: пшеница и рожь, ячмень и овес, горох и фасоль, рапс и хлопок, подсолнечник и кукуруза, томат и морковь, капуста и репчатый лук.
2. Какова роль культурных растений в жизни человека?
Ответ:
Культурные растения являются источником получения продуктов питания для человека, витаминов, кормов для животных.
Культурные растения человек уже давно выращивает для того, чтобы получать из них готовую пищу. Например, картофель, огурцы, томаты, морковь или баклажаны. Также они подходят и для кормления домашних животных.
Многие культурные растения выращиваются для дальнейшей переработки и изготовления волокон для будущих тканей. Например, хлопок и лён. А вот из рапса производят биотопливо. Есть также среди злаковых растения, которые используются для изготовления лекарственных и тонизирующих препаратов.
Вопросы
1. От какого растения произошли культурные сорта капусты?
Ответ:
Капуста дикая
Уже более 4 000 лет человечество выращивает капусту. Предком культурных сортов капусты является капуста дикая, которая и в наши дни встречается в некоторых регионах Средиземноморья. Ее можно узнать по высокому стеблю и округлым листьям, которые не образуют кочан.
2. Какое строение имеет цветок капусты?
Ответ:
Цветок у капусты бледно−желтого цвета и имеет такое же строение, как и цветки остальных растений из семейства Крестоцветные. А именно: лепестки расположены крестообразно, чашечка состоит из 4 чашелистиков, венчик – из 4 лепестков. Есть 6 тычинок (4 длинных и 2 коротких) и 1 пестик.
3. Какие плодовые растения семейства розоцветных вам известны?
Ответ:
Мне известны такие плодовые растения из семейства Розоцветные:
груша, яблоня, персик, слив, вишня, малина, рябина, шиповник, земляника, черника, инжир и многие другие.
4. Какие культурные растения семейства паслёновых вам известны?
Ответ:
Мне известны такие культурные растения семейства паслёновых: картофель, томат, овощной перец, стручковый перец, баклажан, белена, дурман и т.д.
5. Как использует человек культурные растения семейства злаковых?
Ответ:
Большинство культурных растений семейства злаковых выращиваются человеком для получения из них готовых продуктов питания, например, сахара, круп, муки, крахмала.
Из зерен пшеницы и ржи производят муку, которая потом используется для выпекания разных хлебобулочных изделий, сладостей и т.д.
Зерна овса и солома от злаковых растений применяются в качестве корма для скота.
Некоторые растения используются для производства лекарственных препаратов, в качестве подстилки утеплителя для жилищ, а также для изготовления всевозможных изделий народного промысла.
Подумайте
1. У себя на родине, в Южной Америке, картофель и томаты — многолетние растения. Почему у нас их выращивают как однолетние?
Ответ:
Картофель и томаты — растение умеренного климата. Они хорошо растут и дают высокие урожаи в солнечную прохладную погоду при частых, но не обильных дождях, на лёгких, хорошо удобренных почвах.
В наших краях картофель и томаты выращивают как однолетние растения из−за особенностей климатических условий. Слишком холодные и морозные зимы убивают растения, которые остаются зимовать в почве. Соответственно, на следующий год урожай получить невозможно.
Но возможны исключения при тепличном выращивании, либо при выращивании в почве, но в удаленных уголках на юге России.
Задание
1. Выясните, какие сорта капусты выращивают в вашей местности.
Ответ:
В Нижегородской области выращивают следующие сорта капусты:
раннеспелые — Куузику вараяне, Номер первый грибовский, Золотой гектар;
среднеспелые — Слава, Белорусская;
среднепоздние — Зимняя грибовская, Подарок;
позднеспелые — Амагер, Московская поздняя.
Капуста краснокочанная: Каменная головка, Гако.
Капуста цветная: Ранняя грибовская.
Для парников и теплиц: Отечественная, Московская консервная, Скороспелка.
Задания для любознательных
1. Осенью выкопайте с корнем кочан капусты. Положите его в подвал и храните при температуре около 0 °С. Корни засыпьте влажным песком. В январе посадите капусту в горшок с огородной землёй. Поставьте поближе к свету, поливайте и следите за её ростом в течении двух месяцев. Результаты наблюдений записывайте.
Ответ:
Срок начала цветения Срок появления первых стручков Срок созревания первых стручков Срок созревания последних стручков
2.02 (31 день) 13.02 (42 день) 1.03 (56 день) 28.06 (125 день)
2. Подготовьте подробный рассказ «Посадка и уход за яблоневым садом».
Ответ:
Мечта практически каждого второго человека – иметь собственный яблоневый сад. Ведь зная, как за ним правильно ухаживать, можно каждый год получать богатый урожай сочных сладких яблок.
Выращивание щедрого на урожай яблоневого сада начинается, пожалуй, с выбора подходящего места. Важно учитывать, что плодовые деревья предпочитают тихие участки с невысоким уровнем грунтовых вод и хорошим освещением. Для посадки важно выбирать здоровые саженцы с крепкими корешками и без лишних ответвлений. Высаживать их нужно ранней весной до момента роспуска почек, либо в конце осени, когда опадут уже все листья.
Яму для высаживания саженцев важно подготовить заранее. Если процесс происходит ранней весной, то почву насыщают питательными элементами путем смешивания ее с перегноем. Если осенью, то никакие удобрения добавлять не нужно. Саженцы нужно углублять так, чтобы под почвенным слоем оказывались их корневые части. После молодое деревце важно обильно полить.
В процессе роста деревьям необходим тщательный уход. Основывается он на регулярной подкормке, защите от болезней и мульчировании. Для подкормки выбирают органику и азотные удобрения, которые вносятся в приствольный круг деревьев. Для борьбы с болезнями, личинками и тлей используют раствор медного купороса, которым время от времени опрыскивают деревья. Мульчирование проводят с применением биогумуса или перепревшего навоза. Также деревья постоянно нуждаются и защите от грызунов. Для этого их стволы обматывают рубероидом или мелкоячеистой сеткой, а саму кору обрабатывают пахучими смесями с добавлением хозяйственного мыла, нафталина или скипидара.
В целом яблоневый сад, в особенности молодой, постоянно нуждается в уходе, который должен включать: полив и подкормку, обрезку и формирование кроны, рыхление почвенного слоя и прополку сорняковой травы, а также защиту от вредителей и своевременную подготовку к зимовке. Поливать яблоневые деревья важно регулярно. В сезон засухи – до тех пор, пока не появятся почки, а после – через 20 – 22 дня после окончания цветения и за 20 – 22 дня до начала сбора урожая. В период созревания деревьев полив прекращается.
3. Проведите наблюдения за опылением и развиваем плодов у плодово−ягодных растений семейства розоцветных.
Ответ:
Типичным представителем семейства розоцветных является яблоня. Это одно из распространенных плодово−ягодных деревьев, потому что яблоневые сады занимают почти 80% всех плодовых насаждений. Яблоня – растение перекрестноопыляемое. И чтобы завязались плоды, необходимо, дабы опыление цветков его происходило только пыльцой из цветков растений другого сорта. Именно поэтому важно, чтобы в яблоневом саду было не менее трех взаимоопыляемых и одновременно цветущих, и вступающих в плодоношение сортов.
Интересно, что кроме биологических особенностей яблони, на результат опыления в какой−то степени влияют и погодные условия, влажность воздуха и т.д. Например, высокие температуры воздуха с выпадением ночной росы способствуют лучшему опылению. Пестики цветков в таком случае не подсыхают и на дольше сохраняют свою восприимчивость для принятия пыльцы. А вот в дождливую холодную погоду процент опыляемых цветков относительно низок.
При опылении пыльцевые зерна в естественных условия попадают на задние лапки пчел, а потом в покрывающую рыльца жидкость. Как показали исследования пыльцы, взятой с лапок пчел, ее структура неоднородна: есть мелкие и крупные, а также различной формы пыльцевые зерна. Попав на рыльца пестика, уже через 3 – 4 часа пыльца начинает прорастать.
4. Выясните, какие сорта пшеницы и других злаковых культур выращивают хозяйства вашего района. Какова их урожайность?
Ответ:
Хозяйства моего района выращивают несколько высокоурожайных сортов яровой пшеницы.
Например, «Добрыня» является среднеспелым сортом мягкой пшеницы, который дает стабильный урожай зерна высокого качества. В среднем урожайность составляет около 35 – 40 ц/га.
Еще один выращиваемый сорт – «Саратовская−70», который представляет собой разновидность сорта Альбидум. Это среднеспелый, среднеустойчивый к полаганию и со стабильно высокой продуктивностью сорт позволяет получать около 45 ц/га.
Выращиваются в моих краях и сорта озимой пшеницы. Например, «Немчиновская−57». Это мягкая пшеница с высокой зимостойкостью и средней урожайностью до 70ц/га. Или «Московская−39», которая также является среднеспелым сортом мягкой пшеницы, отличается высоким содержанием клейковины. Ее средняя урожайность составляет около 48 ц/га.
5. Используя дополнительную литературу и материалы сети Интернет, познакомьтесь с историей введения в культуру и агротехникой двудольных и однодольных растений, выращиваемых в вашей местности.
Ответ:
Родиной картофеля, который выращивается в моих краях, является Южная Америка. Только там до сих пор можно встретить дикорастущие сорта этого растения. Введение картофеля в культуру происходило путем эксплуатации диких зарослей более 9 000 лет тому назад. Индейцы первыми начали не только употреблять плоды растения, но и поклоняться ему, считая, что картофель является одушевленным существом, способным прокормить их.
На территории Европы картофель появился только во второй половине XVI века. Интересно, что сначала его принимали как декоративное и ядовитое растение. Первым, кто смог доказать полезность и питательность картофеля, был французский агроном Антуан−Огюст Пармантье. Именно с его подачи и началось внедрение картофеля сначала в кухни провинции Франции, а затем и в кухни других стран.
В России же первое упоминание о картофеле датируется концом XVII века и связано с именем Петра Первого. Именно он прислал в столицу из Голландии мешок клубней, которые должны были пустить по губерниям, рассадить и выращивать. В 1765 году клубни отправили из Петербурга для посадки в Москву. Однако происходило все это в декабре, когда стояли сильные морозы. Из−за этого, несмотря на перевозку картофеля в бочонках, обернутых рогожками, он сильно подпортился. Из 58 бочонков пригодными оставались только 8. Такой диковинный овощ, как картофель, несмотря на все старания, все−таки не получил распространения в России в начале XVIII века.
Со временем картофель сталь подаваться на столах в аристократических домах и считался экзотическим растением. И только при Екатерине II были приняты государственные меры в виде Наставления Сената в 1765 году «о разведении земляных яблоков». В наставлении были указаны рекомендации по разведению и употреблению в пищу новой культуры, которые вместе с семенами картофеля рассылались по всем губерниям.
В 1813 году в «Хозяйственном описании Пермской губернии» было отмечено, что крестьяне сами выращивают и продают в Перми «отменно крупной белой картофель». Однако к тому, чтобы увеличить посевы и выращивать это растение в крупных масштабах, тогда так и не пришли. Но крестьяне уже на то время употребляли картофель вареным, печеным, в кашах, в виде пирогов и т.д. Постепенно картофель смог вытеснить из рациона крестьян репу. В 1835 году в Красноярске также начали выращивать это растение. При этом каждая семья обязана была заниматься его выращиванием. Иначе каралась ссылкой в Белоруссию на строительство Бобруйской крепости.
По инициативе графа Павла Киселева в 1840−1842 годах стали быстро увеличиваться площади, которые выделялись под выращивание картофеля. Тиражом более 30 000 экземпляров по всей территории России рассылались инструкции, как правильно сажать и выращивать картофель. Это спровоцировало целую волну «картофельных бунтов».
К концу ХХ века картофель уже считался «вторым хлебом» в России, так как являлся одним из основных продуктов питания у всех слоев населения.