§14. Международные отношения в конце XV - XVII в.

Вопросы в начале параграфа

Задание №<<

Какие черты были характерны для международных отношений в Средние века?

Ответ:

Черты международных отношений в Средние века:
1. Неустойчивое положение стран.
2. Спонтанные действия правительства.
3. Усиленное влияние церквей и религии.
4. Большое количество очагов напряжённости (места войн, революций).
5. Большое влияние торговли.

§14. Проверьте себя

Задание №1

На какие периоды подразделяется история международных отношений раннего Нового времени?

Ответ:

С точки зрения истории международных отношений раннее Новое время делится на два больших периода. Их разделяет 1648 год − подписание Вестфальского мира, окончившего Тридцатилетнюю войну.
Первый период − с начала XVI в. по 1648 г. − называется конфессиональной эпохой. Вера по−прежнему играла огромную роль не только в жизни каждого человека, но и в политике. Реформация расколола Европу на различные конфессии, вражда между которыми часто выплёскивалась за границы отдельных государств, приобретая международный характер. Наиболее распространённым видом международных конфликтов в этот период были религиозные войны.
С 1648 г. начался другой период − династическая эпоха, продлившаяся до конца XVIII в. По мере становления абсолютизма уже не религия, а воля монарха определяла политику каждого государства. Изменился и характер войн. На смену религиозным столкновениям XVIII в. пришли войны «за наследство» (велись войны за испанское, австрийское, польское наследства).

Задание №2

Расскажите о причинах и результатах Итальянских войн.

Ответ:

Причины Итальянских войн (1494 − 1559 г.г.):
1. В конце XV века на территории Италии существовало множество враждующих между собой государств (республики, синьории, монархии). Раздробленность Италии сделала её лакомым куском для их соседей, которые хотели расширить свои территории за их счёт.
2. Северо−Итальянские города−государства были очень богаты и имели очень выгодное географическое положение (Италия держала в своих руках торговлю со странами Востока), что и сделало территорию страны более притягательной для для других стран.
Результаты Итальянских войн (1494 −1559 г.г.):
1. Франция лишена всех завоеваний на территории Италии.
2. Англия уступила Франции город Кале.
3. Испания утвердила своё военное превосходство на Апеннинах и во всем Западном Средиземноморье.
4. Испания завладела Нидерландами и Италией и стала крупнейшей военно−политической силой среди Европейских государств.
5. Единственными независимыми образованиями в Италии остались Савойя и Венецианская республика.

Задание №3

Какие противоречия послужили причиной Тридцатилетней войны? Почему эту войну называют первой общеевропейской?

Ответ:

Причиной Тридцатилетней войны (1618 − 1648 г.г.) послужили противоречия католиков и протестантов, а также сопротивления влиянию династии Габсбургов. Война получилась общеевропейской, так как прямо или косвенно в нее были втянуты почти все крупные европейские государства, включая даже православное Московское царство.

Задание №4

Перечислите войны, которые вёл Людовик XIV. Какие цели он преследовал?

Ответ:

Войны короля Франции Людовика XIV:
1. 1667 − 1668 гг. − Деволюционная война.
2. 1672 − 1679 гг.− Голландская война.
3. 1688 − 1697 гг. − Война Аугсбургской лиги.
4. 1701 − 1714 гг. − Война за Испанское наследство.
Преследуемые цели:
• Широкое использование Французами династических прав.
• Формирование антифранцузских коалиций для сохранения баланса сил.
• Тесная свzзь с вооруженными конфликтами в различных частях Европы.

Задание №5

В чём состояла специфика войн с Османской империей? Каковы результаты этих войн?

Ответ:

Специфика войн с Османской империей:
Войны европейских государств с Турцией носили особенно ожесточенный характер, поскольку обе стороны воспринимали друг друга не только как соперников по конкретным политическим вопросам, но и как иноверцев. В войнах с Турцией речь шла в том числе о вере, поэтому в дело вступали личные эмоции – от страха до ненависти. Несмотря на все старания папы римского, войны против Османской империи так и не стали делом всей Европы, они затронули лишь те страны, которых непосредственно коснулась турецкая угроза.
Результаты войн с Османской империей:
1. Османская империя потеряла почти все свои славянские и христианские владения в Европе. Независимыми от Турции стали Сербия, Черногория, Босния и Герцоговина, Румыния и частично Болгария.
2. Ясский мирный договор (1791 год).
3. Вывод русских войск из Молдовии, Валахии и Бессарабии (историческая область в Румынии).

Задание №6

Расскажите о тех изменениях в организации войска и вооружения, благодаря которым шведская армия стала могущественной.

Ответ:

Шведский король, талантливый полководец Густав II Адольф привёл в Германию небольшую, но хорошо организованную, регулярную и профессиональную армию, состоявшую из трёх родов войск, которыми командовали кадровые офицеры. Главной боевой силой короля были стремительные атаки его кавалерии, кроме того, он искусно пользовался лёгкой и подвижной полевой артиллерией. Густав II Адольф усовершенствовал тактику пехотного боя: его солдаты делали три выстрела в то время, когда противник делал один. Он первым в Европе привёл на поля сражений армию, более половины которой состояло из крестьян, призванных в войска на основе воинской повинности (остальные солдаты были наёмниками). Обучение личного состава в армии было непрерывным, часто проводились учения, нарушения воинского устава строго карались, и шведские солдаты славились примерным поведением, не характерным для войск того времени.

Задание №7

Перечислите войны в Европе XVII в. В каких из этих войн принимала участие Россия? Каковы были итоги этих войн для Российского государства?

Ответ:

Войны в Европе XVII века:
1. Северная война (1700−1721 гг.).
2. Война за испанское наследство (1701−1714 гг.).
3. Война за польское наследство (1733−1735 гг.).
4. Война за австрийское наследство (1740−1748 гг.).
5. Семилетняя война (1756−1763 гг.).
6. Русско−шведские войны (1741−1743 гг., 1788−1790 гг.).
7. Русско−турецкие войны (1768−1774 гг., 1787−1792 гг.).

Россия принимала участие почти во всех войнах (кроме войн за испанское наследство).
Итогом участия в этих войнах стало не только территориальное приращение (устье Невы и Прибалтика, Малороссия и Крым), но также рост международного авторитета России и степени ее влияния на европейской арене. Россия в XVIII веке входит в число великих держав.

§14. Подумайте

Задание №1

Подготовьте презентацию о внешней политике Карла V. В чём заключались главные задачи, которые он перед собой ставил? Насколько сильны были в его политике религиозные мотивы?

Ответ:

Внешняя политика Карла V
Лейтмотивом внешней политики Карла стала «имперская идея» заключавшаяся в объединении европейских христианских территорий под властью императора и борьбой против империи османов. Однако, на пути реализации утопичной идеи стала Реформация и притязания Франции.
Чтобы оградить Австрию и Венгрию от турок и обеспечить безопасность побережья Испании от нападения пиратов, в 1535 году Карл V решился на поход в Тунис, завершившийся успехом, однако, не принесший должного результата. Кроме того, военных поход на Алжир в 1541 году тоже оказался безуспешным.
Кроме того, велось постоянное противостояние с Франциском I, но так как Карл V вынужден был вести войны сразу на нескольких фронтах, закрепить и развить полученные победы ему не удавалось. Габсбурги вышли из этой войны победителями только при сыне Карла – Филиппе II.
Став императором, Карл возглавил противников Реформации. Продолжительная конфронтация между католиками и лютеранами в Германии превратилась в военное сражение в Мюльберге, в котором Карлу удалось одержать победу в 1547 году. Однако, развить успех Карл V не смог, а потому подписание Аугсбургского религиозного мира в 1555 году император воспринял как крах своей политики в Германии.
Эти неудачи Карл решил компенсировать при помощи заключения брака между своим сыном Филиппом и королевой Англии Марией Тюдор, однако этот брак не оправдал его надежд.
Карл верил, что его власть является дарованием Бога, поэтому в его политике религиозные мотивы были сильны. Они подкрепляли его веру в своё могущество и давали ему силы для новых деяний.

Задание №2

Подготовьте устную презентацию на тему «Тридцатилетняя война». Разделитесь на пять групп и выполните следующие задания: охарактеризуйте цели всех стран, участвовавших в войне, покажите эти страны на карте (см. вклейку) (для 1−й группы); охарактеризуйте повод к войне (для 2−й группы); дайте оценку деятельности А. фон Валленштейна в войне (для 3−й группы); дайте оценку деятельности Густава II Адольфа в войне (для 4−й группы); охарактеризуйте действия сторон в завершающий период войны (для 5−й группы). Обсудите, какие государства стали победителями в войне и почему.

Ответ:

Тридцатилетняя война
Задание первой группы:
Цели стран, участвовавших в Тридцатилетней войне:
1. Россия − возвращение западных русских земель, в том числе Смоленского воеводства.
2. Дания − сохранить территориальные владения в Северной Германии; установить своё господство на Балтийском море.
3. Швеция − ослабить позиции католицизма; превратить своё королевство в Балтийскую сверхдержаву.
4. Австрия и Испания − проводили контрреформацию; попытки укрепления абсолютной власти монарха.
5. Франция − желание ослабить власть Габсбургов.
Задание для второй группы:
Повод к войне: Ситуация в Богемии − часть владений австрийских Габсбургов, находящейся на территории современной Чехии и попытка наступления на права Богемских протестантов.
ГДЗ ответы по истории для учебника за 7 класс, ЮдовскаяЗадание для третьей группы:
Оценка деятельности А. фон Валленштейна:
1. Создал армию наёмников, содержал её за счёт грабежа у населения;
2. Поддерживал стремление Фердинанда II к установлению абсолютной монархии. Этим фактом вызвал недовольство как протестанских, так и католических немецких князей;
3. Имел стремление захватить всю Балтийскую торговлю;
4. Имел большое количество наёмников за счёт своей репутации, создал для них жёсткую дисциплину (любое непослушание или промах были равны смерти);
5. Во время войны шокировал противников своими резкими маневрами и послушанием армии;
6. Взоры его были направлены далеко за пределы Священной Римской Империи.
Задание для четвёртой группы:
Оценка деятельности Густава II Адольфа:
1. Хотел ослабить позиции католицизма;
2. Кроме того, им двигало желание захватив Балтийское побережье, превратить королевство в сильную морскую империю.
Талантливый полководец высадился в Германии во главе небольшой, но хорошо организованной регулярной и профессиональной армии, разделенной по родам войск, в которых часто проводились учения. Более половины армии состояла из крестьян, призванных на основе постоянной воинской повинности, солдаты отличались дисциплинированностью. С такой армией Густав II Адольф одерживал одну победу задругой и занял земли Южной Германии. Погиб в 1632 г. в битве у Лютцена.
Задание для пятой группы:
Действия сторон в завершающий период войны:
После гибели Густава II Адольфа шведские войска в Германии пополнялись за счет наемников, преступников и пленных. Армия превратилась в банды грабителей. Началась война на истощение противника. Шло разорение земель. Жажда наживы приводила служить протестантов в армию католиков и наоборот. Росло число дезертиров, занимающихся мародерством.
В 1635 г. в войну вступила Франция, объявившая войну Испании. Католическая Франция стала союзником протестантских государств − Голландии и Швеции. К 1648 г. французы одержали ряд важных побед. Это вынудило нового императора Фердинанда III пойти на подписание мирного договора.
Какие государства одержали победу в Тридцатилетней войне и почему?
Победителями можно считать Францию ​​и Швецию, которые приобрели ряд важных территорий. С другой стороны, габсбургская коалиция не достигла поставленных перед собой целей.
Согласно подписанному миру Франция получила Эльзас, добилась подтверждения своих прав на епископства Мец, Туль и Верден. Швеция получила контрибуцию, остров Рюген, западную часть Померании с несколькими приморскими городами. Признана независимость Швейцарии и Голландии. Права кальвинистов с правами лютеран и католиков были уравнены в Германии. Франция становилась гегемоном в европейской политике (заняла господствующее положение).

Задание №3

Сделайте сообщение на тему «Ришелье: политик в облачении кардинала».

Ответ:

Ришелье: политик в облачении кардинала
Кардинал Ришелье (1585−1642 г.г.), известный как «Красный Высокопреосвященство», был политическим гением и французским государственным деятелем, создавшим власть Франции и абсолютную монархию.
Он ввел Францию ​​в Тридцатилетнюю войну, надеясь, что после ее окончания король Франции станет правителем соседних стран. Он считал, что король имел божественное право поддерживать мир и порядок в обществе. Ришелье придерживался принципа «цель оправдывает средства».
У Ришелье была одна и ясная цель − монархия, и у него были огромные амбиции по достижению далеко идущей власти.
Карьера
Ришелье был третьим сыном лорда Ришелье. Он не был богатым человеком и сначала управлял только небольшой бедной епархией.
В 1606 году Ришелье был назначен королем Генрихом IV епископом Люсона, а в ноябре 1616 года он вошел в Королевский совет в качестве главы дипломатии. Он был образованным, красивым, элегантным, красноречивым 31−летним епископом и политиком, у которого были хорошие отношения со всеми вокруг него, включая Людовика XIII, важных принцев и других выдающихся деятелей, парижского парламента.
В 1622 году, благодаря покровительству матери Людовика XIII, Марии Медичи, папа Григорий XV назначил его кардиналом.
В 1624 году Людовик XIII назначил его премьер−министром Франции. Он стал заметной фигурой во французской политике и умело противостоял атмосфере заговоров, интриг и всякого рода политических маневров.
Вскоре он начал преодолевать многие политические невзгоды. Его интеллект был мощным, аналитическим и во многом полагался на разум, сильную волю и способность управлять другими.
Ришелье очень эффективно использовал политическую власть, но это была непростая задача.
Он подвергался страшному давлению и интригам внутри страны и внешних врагов. У Ришелье было много врагов, которые пытались (хотя и безуспешно) причинить ему вред.
С жизнью кардинала связаны десятки заговоров, но ему удалось всех успокоить.
Ему пришлось проводить внешнюю политику в отношении примерно 65 враждебных и внешнеполитических субъектов и некоторых враждебных мятежных национальных центров. Чтобы победить, требовались исключительные политические навыки, и в большинстве случаев Ришелье это удавалось. В его центре власти в Париже были только командующие посланниками, выполнявшие приказы.
Самые важные письма были зашифрованы его офисом, который также мог взломать другие коды. Кардинал также изобрел первую настоящую политическую газету.
Поражение гугенотов и предоставление свободы религии
В 1625−1628 годах он вел войну против гугенотов − одной из основных сил, противостоящих королю.
Победив гугенотов в 1629 году, он издал милостивый указ, в котором гугенотам предписывалось отказаться от политической независимости и вернуть крепости, но в то же время он гарантировал свободу вероисповедания. 11 ноября 1630 г. он был назначен министром Франции.
Усиление абсолютизма и ослабление аристократической власти
Без пощады он сломил сопротивление дворянства. Он провел ряд реформ, в том числе ослабив позиции аристократии. В 1630 году он запретил аристократам торговать, а вскоре после этого запретил им вести частные войны и строить укрепленные замки (существующие подлежали выкупу).
Его достижения для Франции были значительными.
Ришелье считается одним из создателей сильной королевской власти во Франции. Он реформировал флот и армию страны. Он также победил восстания и продвинул королевский абсолютизм. Он хотел сделать Францию ​​величайшей державой в Европе, используя свои жесткие и безжалостные, но очевидно эффективные методы.
Говорили, что люди либо любили Ришелье, либо ненавидели его, другого выхода не было.
Смерть
В ноябре 1642 г. он заболел. Он умер 4 декабря 1642 года. Перед смертью он писал Людовику XIII:
«У меня есть утешение, что я покину ваше королевство в высшей степени славы и репутации».
Терпение и упорство были одним из политических орудий кардинала. Умирая, по совету своего духовника простить всех своих врагов, он заявил: «У меня нет врагов, но у Франции много врагов».

Задание №4

Опираясь на материал учебника и другие источники информации, отметьте на карте завоевания Франции начиная с 1648 г.

Ответ:

ГДЗ ответы по истории для учебника за 7 класс, Юдовская

Задание №5

В чём заключались причины быстрого развития дипломатической службы в XVI−XVII вв.?

Ответ:

Причиной быстрого развития дипломатической службы в XVI−XVII вв. стало то, что монархи отказались от средневековой практики посылать посольства по каждому конкретному поводу. Вместо этого появились постоянные дипломатические представительства при иностранных дворах.

Задание №6

Подумайте, на чём держалось европейское равновесие после Вестфальского мира.

Ответ:

Европейское равновесие сил в Европе держалось на усилении Франции и Швеции и ослаблении Габсбургов, Германии.

Задание №7

Каковы последствия европейских войн XVII в. для Великобритании, Австрии, Голландии и Франции?

Ответ:

Последствия европейских войн XVII в.:
• для Великобритании − приобретение колоний, обрела ведущую роль в мировой торговле и промышленном производстве, стала сильнейшей военно−морской державой;
• для Австрии − укрепление позиций в центральной Европе, на Балканах и в Северной Италии;
• для Голландии − утратила ведущие позиции в мировой торговле и потеряла статус сильной военно−морской державы;
• для Франции − потеря колоний в Новом Свете, утратила статус сильнейшей военной державы в Европе, обострение революционной ситуации в стране и экономические проблемы.

Вопрос (стр.189). Задание №?

О какой войне идёт речь в этом стихотворении? О каком отечестве и каких "пришлых ордах" говорит автор? Какие бедствия войны он называет и какое из них считает худшим?

Андреас Грифиус. «Слёзы отечества»
Мы все еще в беде, нам горше, чем доселе.
Бесчинства пришлых орд, взъяренная картечь,
Ревущая труба, от крови жирный меч
Похитили наш труд, вконец нас одолели.
В руинах города, соборы опустели.
В горящих деревнях звучит чужая речь.
Как пересилить зло? Как женщин оберечь?
Огонь, чума и смерть… И сердце стынет в теле.
О, скорбный край, где кровь потоками течет!
Мы восемнадцать лет ведем сей страшный счет,
Забиты трупами отравленные реки.
Но что позор и смерть, что голод и беда,
Пожары, грабежи и недород, когда
Сокровища души разграблены навеки?!

Ответ:

В стихотворении речь идет о Тридцатилетней войне. Автор говорит о Германии как об отечестве и о Франции и Швеции как о “пришлых ордах”.
Андреас называет такие бедствия войны, как бедность народа, разруха, огонь, чума, смерть, угон пленных, пожары, грабежи, недород.
Худшим из них Грифиус считает смерть.

Вопросы и задания к главе II

Задание №1

Установив в 1653 г. протекторат, Кромвель сказал: «Я вынужден был взять на себя обязанности полицейского». Как вы понимаете это высказывание?

Ответ:

По моему мнению данным высказыванием Кромвель хотел сказать, что он был вынужден бороться с недовольными его режимом сторонниками монархии, которые поднимали мятежи, выполняя работу не главнокомандующего, а человека при исполнении.

Задание №2

Обсудите с одноклассниками, почему Людовик XIV сказал о цареубийце Кромвеле: «Это самый сильный человек в Европе».

Ответ:

Людовик XIV выразился так про О. Кромвеля, потому что тот смог достичь такой власти, которой не было ни у одного абсолютного монарха в Европе.

Задание №3

Объясните слова Джонатана Свифта, автора известных «Путешествий Гулливера»: «Влияние, которое в старину обычно сопутствовало владению землёй, ныне перешло к деньгам».

Ответ:

Данными словами Дж. Свифт объясняет то, что раньше страна имела хорошую репутацию за счёт того, на сколько она имеет большую территорию (обширную и богатую в плане природных ископаемых, населения, сред обитания, рек, лесов и т.д. и т.п.).
Сейчас же богатство страны измеряется не её размерами, а её капиталом. Чем богаче, в прямом смысле этого слова страна, тем она и влиятельнее других.

Задание №4

Прочитайте текст и подумайте, какими причинами объясняет английский историк Маколей насилия, сопровождающие революции:
«Мы оплакиваем насилия, сопровождающие революции. Но неистовство этих насилий всегда будет пропорционально свирепости и невежеству народа, а свирепость и невежество народа будут пропорциональны притеснению и унижению, под гнётом которых привык он проводить свою жизнь. Так было и в нашей междоусобной войне. Владыки церкви и государства пожали только то, что посеяли… Если наши правители пострадали от народного невежества, то это потому, что сами они отняли у народа ключ знания. Если народ нападал на них со слепой яростью, то это потому, что они требовали от него столь же слепой покорности…»
Согласны ли вы с его суждением?

Ответ:

Английский историк Маколей объясняет насилие, сопровождающее революции тем, что население совершает такие действия из−за притеснения его прав в своей же стране. Я согласен(а) с данным суждением, ведь насилие всегда порождает ещё большее насилие.

Задание №5

Чьи теории нашли своё практическое отражение в установлении парламентской монархии в Англии?

Ответ:

Своё практическое отражение в установлении парламентской монархии в Англии нашли теории Томаса Гоббса и Джона Локка.
Томас Гоббс сформулировал теорию общественного договора, по которой государство образовалось в результате соглашения между людьми, а значит именно народ обладает верховной властью в государстве.
Джон Локк впервые говорит о необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной.


Задание №6

Назовите главные противоречия, существовавшие в отношениях между европейскими странами в XVI−XVII вв.

Ответ:

Главные противоречия между странами в XVII–XVIII вв.:
1. Религиозные: борьба между католическими и протестантскими странами.
2. Династические: борьба за утверждение династических прав в странах, в которых пресеклись свои династии.
3. Территориальные: борьба за изменение европейских границ.
4. Колониальные: борьба за колонии.

Задание №7

Как вы думаете, почему историки считают, что Вестфальский мир установил в Европе новую систему международных отношений?

Ответ:

Историки считают, что Вестфальский мир создал новую систему международных отношений, потому что:
1. В этой системе изменилось положение главных европейских стран.
2. Установился баланс сил.
3. Национальные интересы стали основной ценностью в политике.
4. Появились военно−политические союзы, целью которых становится противодействие новым войнам.
5. Ключевым аспектом международных отношений становится дипломатия.