Глава II. Творческие работы и проекты
Задание №1
Информационный проект «Войны XVI−XVII вв. в Европе». Соберите информацию о странах−участницах, целях, которые они ставили в войнах, основных сражениях. Определите общие черты военной стратегии. Какие нововведения появились в военном деле в этот период? Оформите собранный материал и выпустите исторический журнал.
Ответ:
Итальянские войны (1494-1559 г.г.).
Причина: Войны возникли как династический спор за престол королевства.
Участники:
Главной составляющей конфликта достаточно быстро стала борьба между Францией и Габсбургами за доминирование в Европе.
В войнах участвовали Англия, Шотландия, Швейцария, Венеция, Папская область и итальянские города−государства.
Основные сражения и события:
1. Битва при Форново (1495 г.);
2. Битва при Гарильяно (1503 г.);
3. Битва при Аньяделло (1509 г.);
4. Осада Падуи (1509 г.);
5. Битва при Равенне (1512 г.);
6. Битва при Мариньяно (1515 г.);
7. Битва при Ноайне (1521 г.);
8. Битва при Павии (1525 г.);
9. Разграбление Рима (1527 г.);
10. Осада Ниццы (1543 г.);
11. Битва при Черезоле (1544 г.);
12. Битва при Марчиано (1554 г.);
13. Битва при Сен−Кантене (1557 г.).
Тридцатилетняя война (1618−1648 г.г.).
Причина: В начале XVII в. императором Священной Римской империи стал Фердинанд II Габсбург, поставивший перед собой задачу искоренить протестантизм и установить контроль Габсбургов над на сколько возможно большей европейской территорией. Другие монархи стремились этого не допустить. Тридцатилетняя война началась как религиозный конфликт между немецкими католиками и протестантами.
Участники:
На стороне католиков и Габсбургов сражались Австрия, германские католические князья и Испания. Им противостояли германские протестантские князья, протестантские Дания и Швеция, католическая Франция, стремившаяся не допустить усиления позиций Габсбургов в пограничных с ней немецких княжествах, Россия.
Основные сражения и события:
1. Битва на Белой горе (1620 г.);
2. Битва у моста Дессау (1626 г.);
3. Битва при Брейтенфельде (1631 г.);
4. Битва на реке Лех (1632 г.);
5. Битва при Лютцене (1632 г.);
6. Битва при Райнфельдене (1638 г.);
7. Битва при Рокруа (1643 г.);
8. Битва под Янковом (1645 г.).
Основой военной стратегии было использование армии наемников, которая кормилась за счет грабежей и насилия.
К концу войны обе стороны стремились избегать сражений, дожидаясь, пока армия противника не начнет погибать от холода и нехватки продовольствия.
Нововведения в военном деле:
Король Швеции Густав II Адольф создал хорошо организованную, регулярную, профессиональную армию, состоявшую из трех родов войск, которой командовали кадровые офицеры. Главной боевой силой короля были стремительные атаки кавалерии. Он усовершенствовал тактику пехотного боя. Его солдаты делали три выстрела в то время, когда противник делал один. Он первым в Европе привел на поля сражения армию, более половины которой состояло из крестьян, призванных в войска на основе воинской повинности.
Задание №2
Исследовательский проект «Литературные произведения как исторический источник». События, изученные в главе II, нашли отражение в художественной литературе. Исследовательский вопрос: как в книгах Ш. де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле», В. Скотта «Пуритане» описаны события освободительной войны Нидерландов против Испании и Английской революции? Проиллюстрируйте цитатами из художественной литературы исторические события. Сделайте вывод: в какой мере для понимания исторических событий можно использовать произведения художественной литературы? Можно ли их рассматривать как исторический источник?
Ответ:
Литературные произведения как исторический источник.
1. Книга Ш. де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле»:
В данной книге описаны события освободительной войны Нидерландов против Испании.
Героями произведения являются борцы за свободу Нидерландов. Они показаны как мужественные и сильные духом люди.
По замыслу сюжета они желают своей стране блага и борются против зла.
В книге живописно описано как Отца Уленшпигеля сожгли на костре за ересь: «Пепел Клааса стучит в моем сердце».
Таким образом, Тиль показан, как освободитель, мстящий за свой народ смехом, мстящий за него топором.
2. Книга В. Скотта «Пуритане»:
В произведении В. Скотта показано восстание 1679 г. в Шотландии против династии Стюартов.
Это роман о бедном дворянине, который желая существовать самостоятельно, а не зависеть от своего скуповатого дяди, бежит к пресвитерианским повстанцам.
Роман имеет глубокие религиозные рассуждения и рассказывает о многих исторических особенностях того периода.
По большей степени книга пронизана романтизмом и учит благородству.
Так, например, фраза: «Привычка, долг и необходимость примиряют человека со всем». − является отсылкой к пуританским ценностям.
Вывод: Произведения художественной литературы можно использовать для ознакомления с историческими событиями, но, их нельзя рассматривать как исторический источник. По причине того, что они созданы с художественным замыслом и отображают события войны от субъективного видения автора книги. В данных произведениях отсутствуют конкретные и полно выраженные исторические события, т.к. такие книги создаются лишь с идеей тех событий, и не несут исторических фактов.