Блистательная Порта: период расцвета и начало упадка

Вопросы в начале параграфа

Задание №<<

Как и когда образовалась Османская империя? Кто такой Осман? После какого события окончательно утвердилось господство османов на Балканском полуострове?

Ответ:

Османская империя была основана около 1299 года Османом I, как небольшой бейлик на северо−западе Малой Азии, к югу от столицы Византии Константинополя.
Османы − династия османских султанов и халифов, правившая в 1299—1924 годах.
Господство османов на Балканском полуострове окончательно утвердилось после падения Византии.

Проверьте себя

Задание №1

Каковы особенности социального строя Османской империи в XV−XVII вв.? Охарактеризуйте основные сословия турецкого общества.

Ответ:

Для Турции (Османской империи) XV−XVII вв. был характерен сословный строй.
Представители разных социальных групп отличались по своему экономическому и имущественному положению. У каждого сословия были свои особые костюмы (покрой и цвета одежды, обуви, головных уборов), свои размеры и убранство жилищ.
Светские и духовные феодалы занимали господствующее положение в обществе.
Правда, в Турции отсутствовало потомственное дворянство. Все подданные султана считались его рабами, поэтому выходцы из низов могли порой достичь самых высоких государственных постов. Однако такие назначения не меняли общего принципа, и все основные государственные должности занимали крупные феодалы.
На более низкой ступени социальной лестницы стояли купцы и все горожане.
Среди торговцев преобладали армяне, греки, арабы, сербы, болгары.
Только незначительная прослойка турецкого населения была занята внутренней торговлей. Это объяснялось не только презрительным отношением турецких феодалов к профессии купца, но и тем, что сами турки отстали в своём социальном развитии от многих покорённых народов, у которых купечество уже давно сформировалось.
Подавляющее большинство подданных Османской империи жило в деревнях и было связано с сельским хозяйством.
Крестьяне получали от земельных собственников наделы и платили налог в натуральной и денежной форме. Кроме того, они были обязаны выполнять самые различные повинности как в пользу государства, так и в пользу своего феодала. Постройка дорог, мостов, крепостей, мечетей, дворцов, поставка вьючных животных и продуктов для проходящих султанских войск и почтовых курьеров − вот далеко не полный перечень крестьянских повинностей.
Свод законов султана Сулеймана I давал право феодалам силой возвращать беглых крестьян в свои владения. Широко применялся в сельском хозяйстве и труд рабов. Они возделывали поля, сады, виноградники. Рабов даже запрягали в соху, как волов. Особенно тяжело жилось рабам−пастухам. Им приходилось кочевать с одного пастбища на другое со своими стадами, жить всегда под открытым небом.

Задание №2

Опишите управление Османской империей в раннее Новое время. Каким было её государственное устройство?

Ответ:

Султан − глава государства.
Феодальная или военнопленная система − воин получал землю за службу.
Государственная организация Османской империи была очень проста.
Её главными направлениями были военная и гражданская администрации.
Гражданская система была основана на административных единицах, построенных на характерных особенностях регионов.
Турки использовали систему, при которой государство контролировало духовенство (как в Византийской империи). Определённые доисламские традиции турок, сохранившиеся после введения в оборот административной и судебной систем из мусульманского Ирана, остались важными в административных кругах Османской империи. Основной задачей государства была оборона и расширение империи, а также обеспечение безопасности и сбалансированности внутри страны ради сохранения власти.

Задание №3

Опираясь на карту, назовите территории, вошедшие в состав Османской империи в правление Селима I.

Ответ:

Территориями, вошедшими в состав Османской империи в правление Селима I являются:
• Город Алжир,
• Мамлюки,
• Палестина,
• Хиджаз,
• Курдистан,
• Часть Армении,
• Северная часть Ирака,
• Сирия,
• Ливан,
• часть Северной Месопотамии,
• Египет.
ГДЗ ответы по истории для учебника за 7 класс, Юдовская

Задание №4

В чём заключалась цель внешней политики Сулеймана I Великолепного? Как она реализовывалась?

Ответ:

Цель внешней политики Сулеймана I Великолепного заключалась в ослаблении Запада, в чем он добился больших успехов (шёл по стопам отца).
Для реализации политики основное внимание было направлено на Центральную Европу.
Сулейман I создал мощный военный флот, сам возглавлял войска в походах.

Задание №5

Кто такие янычары?

Ответ:

Турки отнимали у христианских подданных султана мальчиков 5−12 лет, обращали их в ислам и отправляли на воспитание в мусульманские семьи.
Затем их обучали в специальной школе при султанском дворе. По достижении 18−20 лет они становились янычарами. Их обязанностью было обеспечение порядка в столице, охрана султанского дворца и иностранных посольств, участие в походах, битвах, служба в крепостях.
Дисциплина у янычар отличалась суровостью: непременное проживание в казарме, ежевечерняя перекличка, запрет жениться («женатый султану не слуга»), а также заниматься любым другим делом, кроме войны. Каждый янычар знал, что после Аллаха у него один хозяин − султан, а родина у него и всех его товарищей тоже одна − родная рота, символом которой являлся котёл.
Янычар распознавали по усам и бритой бороде, что было нехарактерно для традиционного облика мусульманского населения. От остальных военнослужащих они отличались белым войлочным колпаком с висящим сзади куском материала, напоминавшего по форме рукав султанского халата.
Янычары широко применяли огнестрельное оружие (хотя луки со стрелами у них также сохранялись) и ятаганы (нечто среднее между саблей и кинжалом). Они именовали себя «рукой и крылом Османской династии», поскольку были необходимы султану для подавления народных волнений и сохранения власти.
С годами эта опора господства султана постепенно расшатывалась, что обусловливалось общим упадком Османской империи, начавшимся в середине XVI в. Янычары стали обзаводиться семьями, заниматься торговлей и ремеслом.

Задание №6

Охарактеризуйте развитие турецкой культуры XVI в.

Ответ:

Своего наибольшего расцвета турецкая культура достигла при правлении Сулеймана Великолепного (XVI век).
На ее развитие повлияли многочисленные войны того времени, присоединение новых земель, развитие международных отношений.
Турецкая культура была открыта для нововведений со стороны завоеванных стран, происходил синтез прежней культуры и приобретенных обычаев.
Все сферы жизни стали вбирать в себя что−то новое, но главным образом это отразилось на культурной сфере. Турки негативно относились к европейским элементам в культуре, особенно если это противоречило их религии, что осложнило ее изменения.

Подумайте

Задание №1

Великий везир при Сулеймане I, Люфт−паша, писал: «Выходцы из райи (так называли христианское население), не являющиеся по деду и отцу сыновьями сипахи, не могут претендовать на то, чтобы стать сипахи. Если бы открылась такая возможность, то каждый ушёл бы из райятов и захотел бы стать сипахи». Проанализируйте это высказывание. Какие выводы можно сделать из него? Можно ли говорить о том, что эти слова свидетельствуют о стремлении государства сохранять жёсткие рамки сословных перегородок?

Ответ:

Да, можно говорить о том, что эти слова свидетельствуют о стремлении государства сохранять жесткие рамки сословных перегородок. Государство было не заинтересовано в переходе христианского населения в сипахи (разновидность турецкой тяжёлой кавалерии вооружённых сил Османской империи, были основным формированием, используемым в Османской империи), так как они были своего рода дворяне и имели некоторые привилегии в обществе.

Задание №2

Современники поражались жестокостью и цинизмом османских властей, когда те создавали янычарский корпус. Предположите, чем это удивление было вызвано.

Ответ:

Данное удивление современников вызвано тем, что Османские власти забирали детей, и буквально выращивали из них слуг султана. С малого детства такие люди существовали лишь по правилам султана и всю жизнь должны были служить ему верой и правдой, не имея в принципе прав на нормальную жизнь. Янычарство − крайне дикая идея правительства Турции, которая поражает своей жестокостью и преуменьшением прав человека до сих пор.

Задание №3

Охарактеризуйте события, которые ознаменовали собой начало упадка Османской империи.

Ответ:

Новые войны, что вела империя не приносили тех же успехов, что прошлые.
В 1571 году произошло морское сражение при городе Лепанто. Именно во время этого сражения Османская империя потерпела поражение и получила значительный ущерб.
В 1683 году Османская империя вновь потерпела поражение, на этот раз под стенами Вены.
В 1684 была создана так называемая "Антитурецкая Священная лига", направленная на отвоёвывание христианских земель.
В 1699 году − Карловицкий мир: Османская империя потеряла Венгрию, часть Греции и Азов.
Таким образом начался длительный процесс изгнания турок из Европы. Данный процесс происходил на протяжении нескольких десятилетий.

Задание №4

В 1535 г. был заключён франко−турецкий «Договор о мире, дружбе и торговле», создавший особый льготный режим для французской торговли в Турции. Он устанавливал неподсудность французских купцов турецкому суду и низкие таможенные пошлины. Чем объяснялось такое решение султанского правительства? К каким последствиям могло привести подписание подобных договоров?

Ответ:

Такое решение Османской империи объяснялось существованием вражды с своей соседкой, Австрией. И зная, что войн с ней не избежать Турции нужна была поддержка от других стран. Естественным союзником османцев в этой борьбе являлась Франция.
Заключение такого договора имело две стороны: с одной стороны получение сильного союзника, а с другой − возможный урон экономике страны.

Задание №5

Официальные документы XVII в. свидетельствуют о том, что турецкие феодалы стали выставлять не больше 10 тысяч ополченцев, да и то в основном из пленных и рабов, тогда как раньше феодальное ополчение достигало 120−150 тысяч воинов. В чём, по вашему мнению, состояла причина таких изменений?

Ответ:

Причиной таких изменений являлось то, что войны перестали приносить турецким феодалам крупного заработка, и они потеряли к ним интерес. Следовательно, стали с меньшей охотой исполнять военную службу и старались любыми способами откупиться от неё.