§2. Методы познания в химии
1. Какие основные методы познания, используемые в химии, вам известны? Кратко опишите их.
Основные методы познания в химии — это наблюдение, описание, химический эксперимент и измерение.
Научное наблюдение всегда целенаправленное: сначала формулируется цель, а результате находится ответ на поставленный вопрос. Важны условия, при которых проводится наблюдение, точное описание увиденного. От грамотного описания зависит правильное объяснение и понимание увиденного. Это же относится и к эксперименту. Тщательное планирование, внимательное отношение к наблюдаемым явлениям и их организованное описание лежат в основе успешного эксперимента.
Химия – точная наука, поэтому в большинстве экспериментов не обойтись без измерений (измеряются масса, объём, температура кипения, температура плавления, плотность и т.д.).
2. Опишите физические свойства : а) меди; б) воды; в) соли.
а) Медь: твердое вещество желто-оранжевого цвета, с металлическим блеском, хорошо проводит тепло и электрический ток.
б) Вода: прозрачная жидкость без цвета, запаха или вкуса, плохо проводит тепло, диэлектрик (не проводит ток).
в) Соль (поваренная): белое твердое кристаллическое вещество без запаха, хорошо растворимо в воде, плохо проводит тепло, не проводит электрический ток.
Тест
1. Установите соответствие между веществами и их свойствами.
1) порошок железа
A. хорошо проводит электричество
B. имеет тёмно-серый цвет
Д. имеет металлический блеск
2) порошок серы
Б. имеет жёлтый цвет
Г. не смачивается водой
Е. не проводит электрический ток
2. Чтобы избежать разбрызгивания смеси при разбавлении концентрированной серной кислоты водой, нужно
1) воду в кислоту добавлять по каплям
2) воду в кислоту добавлять струйкой
3) кислоту добавлять в воду небольшими порциями
4) одновременно вливать воду и кислоту в один сосуд
При контакте серной кислоты и воды выделяется много тепла, что приводит к разбрызгиванию. Поэтому кислоту небольшими порциями добавляют в воду.
Правильный ответ 3
3. Верны ли следующие суждения?
А. При работе со спиртовкой нельзя зажигать одну спиртовку от другой.
Б. Без указания учителя нельзя смешивать неизвестные вещества.
1) верно только А
2) верно только Б
З) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Если зажигать одну спиртовку от другой, то на пламя может вылиться спирт, а это пожароопасно. Утверждение А верно.
Смешивание неизвестных веществ может привести к возникновению опасной ситуации. Утверждение Б верно.
Правильный ответ 3.