Урок 21 Как устроен наш язык
Слова в предложении
Прочитай. Спиши только предложения. Объясни, почему то, что ты не выпишешь, не является предложением.
1) Ветер срывает последние листочки.
2) Зима к готовится природа
3) дуб
4) Скоро наступит зима?
5) По низко летать небо облака
6) Вот и выпал первый снег.
Запишем:
Ветер срывает последние листочки.
Скоро наступит зима?
Вот и выпал первый снег.
Даны слова морозная, зима, мы, любить, кататься, на, лыжи. Можешь ли ты составить предложение из этих слов? Что для этого необходимо сделать?
Составь устно предложение.
Мы любим кататься на лыжах морозной зимой.
Упражнение 1. Поставь слова в нужную форму. Отгадай загадку. Запиши вместе с отгадкой.
(Стоять) он задумчивый,
В (жёлтый) венце,
Темнеют (веснушка)
На круглом (лицо).
Пишем:
Стоит он задумчивый,
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице.
Подсолнух.
Упражнение 2. Предложения рассыпались. Собери их. Определи цель высказывания и интонацию каждого предложения. Запиши в тетрадь, поставь в конце предложений нужные знаки.
1) срывать, ветер, сухой, листья, с сучьев
2) дождь, частые, лить
3) двор, на, холодно
4) скорей бы, зима, наступить
1) Ветер срывает с сучьев сухие листья.
2) Часто льёт дождь.
3) На дворе холодно.
4) Скорей бы наступила зима!
Упражнение 3. Прочитай отрывок из стихотворения К. Чуковского «Телефон». Запиши. Раскрой скобки и поставь слова в нужную форму. Определи цель высказывания и интонацию предложений. Поставь в конце предложений нужные знаки.
А потом (позвонить) зайчатки:
— Нельзя ли прислать (перчатка)
А потом (позвонить) мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, (книжка)
Записываем ответ:
А потом позвонили зайчатки:
— Нельзя ли прислать перчатки? (вопросит., невоскл.)
А потом позвонили мартышки:
— Пришлите, пожалуйста, книжки! (побудит., воскл.)