Урок 32 Как устроен наш язык
Корень как общая часть родственных слов
Упражнение 1. Запиши в тетради по образцу ряды слов. Обозначь корень.
что? какой? что делает?
свет светлый светит
мороз морозный морозит
звон звонкий звонит
шум шумный шумит
боль больной болит
Упражнение 2. Какое слово лишнее в каждой группе? Почему? Все ли слова родственные?
левый — левша — лев
водитель — вода — водный
дело — делить — деловой
У зачеркнутых слов совершенно другое значение, они не родственные остальным в строке.
Упражнение 3. Что объединяет слова в каждой группе? Можно ли назвать их родственными? Докажи своё мнение.
1) дорога, тропинка, шоссе
2) река, озеро, пруд
3) часы, будильник, куранты
4) ручка, фломастер, карандаш
5) стул, кресло, скамейка
Это слова, близкие по значению, но не родственные, так как у них нет общей части.
Упражнение 4. Найди и выпиши однокоренные слова. Обозначь корень. Есть ли среди слов глаголы? (Нет) Поясни свой ответ.
Образец: лес — лесной — лесистый.
берёза, липка, калиновый, осинник, дубок, липовый, осина, калина, берёзонька, дуб, калинка, берёзовый, липонька, дубняк, осиновый, калинушка, липа, берёзка, дубовый, осинка
берёза - берёзовый - берёзонька - берёзка
липка - липовый - липонька - липа
калиновый - калина - калинка - калинушка
осинник - осина - осиновый - осинка
дубок - дуб - дубняк - дубовый