Урок 49 Правописание
Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне
Упражнение 1. Спиши группы слов. Выдели корень в родственных словах.
1) грусть, грустить, грустный
2) свист, свистеть, свистнуть
3) весть, известие, известный
4) звезда, звездопад, звёздный
Запиши с помощью транскрипции, как ты произносишь последнее слово в каждой строке. На что следует обратить внимание при написании таких слов? Подчеркни букву, которой обозначен непроизносимый согласный звук.
Образец: опоздать, опоздание, поздний — [пóз’н’ий’].
1) грусть, грустить, грустный — [гру́сный’]
2) свист, свистеть, свистнуть — [св’и́снут’]
3) весть, известие, известный — [изв’э́сный’]
4) звезда, звездопад, звёздный — [зв’о́зный’]
Упражнение 2. Спиши слова парами, заменяя звуковую запись второго слова буквенной.
участие — [уч’áс’н’ик]
солнышко — [сóнцэ]
звезда — [зв’óзный’]
уста — [́усный’]
свист — [св’иснут’]
лесть — [л’есный’]
участие — участник
солнышко — солнце
звезда — звёздный
уста — устный
свист — свистнуть
лесть — лестный
Упражнение 3. Спиши пары слов. Во втором слове каждой пары подчеркни букву, обозначающую звук, который не произносится.
опоздать — поздно, грустить — грустный, честь — честный, место — местный, место — местность, весть — вестник
Опоздать — поздно, грустить — грустный, честь — честный, место — местный, место — местность, весть — вестник.
Выполни упражнения в тетради «Пишем грамотно» № 1.