Урок 24 Как устроен наш язык
Неизменяемые слова
Правильно ли так говорить: «играет на пианине», «ходит в пальте»?
Неправильно. Правильно так: «играет на пианино», «ходит в пальто».
Упражнение 1. Устно измени слова так, чтобы они называли не одно животное, а много. Какие слова нельзя изменить? Есть ли у этих слов окончание?
сова, медведь, заяц, белка, лось, крот, лиса, кенгуру, пони
Совы, медведи, зайцы, белки, лоси, кроты, лисы, кенгуру, пони.
Как ты думаешь, откуда «пришли» в русский язык такие «непослушные» слова?
Из иностранных языков.
Упражнение 2. Найди в тексте имена существительные, которые не изменяются. Запиши их.
В воскресенье мы всей семьёй ходили в детское кафе. Папа вслух прочитал меню и выслушал наши пожелания. Официант принёс наш заказ: родителям — кофе и пирожные, а нам с сестрой — клубничное желе и эскимо.
Кафе, меню, кофе, желе, эскимо.
Упражнение 3. Поставь слова медведь, кенгуру, пони в нужную форму. Запиши по образцу.
Образец: красивый медведь, кенгуру, пони.
Красивый … .
В зоопарке нет … .
Мы принесли лакомство … .
Дети видели … .
Ребята наблюдали за … .
Малышам читают о … .
Красивый медведь, кенгуру, пони.
В зоопарке нет медведя, кенгуру, пони.
Мы принесли лакомство медведю, кенгуру, пони.
Дети видели медведя, кенгуру, пони.
Ребята наблюдали за медведем, кенгуру, пони.
Малышам читают о медведе, кенгуру, пони.
В каких словах нет окончания?
Кенгуру, пони.
Упражнение 4. Спиши, раскрывая скобки. У каких слов — имён существительных ты обозначишь окончания?
Слушал передачу по (радио). Она была в новом (пальто). Взял чашку с (какао). Играл на (пианино). Ехал на (такси). Долго шёл по (шоссе).
Слушал передач[у] по радио. Она была в новом пальто. Взял чашк[у] с какао. Играл на пианино. Ехал на такси. Долго шёл по шоссе.
Упражнение 5. Выбери нужную форму слова и спиши предложения. Обозначь окончания.
У нашего дома течёт … .
Кусты черёмухи росли у … .
Рыбаки подошли к … .
Через … перекинут мост.
Над … пролетела чайка.
Формы слов: рекой, река, реку, реки, реке.
У нашего дома течёт река.
Кусты черёмухи росли у реки.
Рыбаки подошли к реке.
Через реку перекинут мост.
Над рекой пролетела чайка.
Упражнение 6. Выпиши формы слов роза, куст. Обозначь окончания.
И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растёт на кустах. Корни у розового куста длинные, крепкие; коричневый ствол и зелёные молодые побеги покрыты колючими шипами. Листок на кусте кругловатый, с острыми зубчиками. Цветы розы бывают белые, пунцовые, жёлтые. У полных роз множество лепестков, сложенных как шар.
(По К. Ушинскому)
Проверь себя: в тексте по три формы каждого слова.
Роз[а] - роз[у], роз[ы], роз[]. Куст[] - на куст[ах], куст[а], на куст[е].