Урок 28 Правописание
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова
Давай понаблюдаем, как обозначаются буквами гласные звуки в корнях слов.
[л’эс] лес — [л’исной’] лесной
[сосны] сосны — [сасна] сосна
[р’эк’и] реки — [р’ика] река
Что тебе удалось заметить? Сравни первую пару слов. Какой гласный звук в корне ты слышишь под ударением?
[э]
Какой безударный гласный звук ты слышишь в этом корне?
[и]
Какой буквой обозначены эти звуки?
е
Проанализируй так же следующие пары слов.
Упражнение 1. Спиши слова.
дом, домашний, домик; трава, травка, травушка; поле, полевой, полюшко
Обозначь корни в словах и поставь знаки ударения. Сравни буквы, обозначающие ударный и безударный гласные звуки в одном и том же корне. Подчеркни проверочные слова.
Дом, дома́шний, до́мик; трава́, тра́вка, тра́вушка; по́ле, полево́й, по́люшко.
Упражнение 2. Запиши слова, вставь пропущенные буквы. Объясни их написание.
травы — тр…ва, кольца — к…льцо, окна — …кно, земли — з…мли, реки — р…ки, зимы — з…ма, вёсны — в…сна, воды — в…да, (нет) дров — др…ва, страны — стр…на, плечи — пл…чо, стёкла — ст…кло, гнёзда — гн…здо, пятна — п…тно
Тра́вы — трава́, ко́льца — кольцо́, о́кна — окно́, зе́мли — земля́, ре́ки — река́, зи́мы — зима́, вёсны — весна́, во́ды — вода́, (нет) дров — дрова́, стра́ны — страна́, пле́чи — плечо́, стёкла — стекло́, гнёзда — гнездо́, пя́тна — пятно́.
Безударные гласные звуки в корнях слов обозначаются той же буквой, которой записывают ударные гласные звуки в этих корнях.
Упражнение 3. Запиши пары слов в два столбика по образцу. Первым записывай проверочное слово.
в[а]да́, с[а]сна́, стр[а]на́, тр[а]ва́, п[а]ля́, г[а]ра́, д[а]ма́, н[а]га́, н[а]ра́, ш[а]ры́, гл[а]за́, т[а]зы́
Проверь себя: слова с буквой о — гора, нога, вода, сосна, поля, дома, нора.
а о
стра́ны - страна́ во́ды - вода́
тра́вы - трава́ со́сны - сосна́
шар - шары́ по́ле - поля́
глаз - глаза́ го́ры - гора́
таз - тазы́ дом - дома́
но́ги - нога́
но́ры - нора́
Выполни упражнения в тетради «Пишем грамотно» № 1.