Урок 7 Как устроен наш язык
          Звонкие согласные звуки в конце слова

Упражнение 1. Прочитай пары слов. Сравни выделенные буквы. Одинаковые ли звуки они обозначают? Чем эти звуки различаются?
уточки — удочки      бочка — почка
росы — розы             шесть — жесть 
колос — голос           шар — жар

Звуки разные, они отличаются по глухости - звонкости.

Упражнение 2. Прочитай слова.
башня, слой, гости, жил, шар
К каждому слову подбери слово, которое отличается от него только одним звуком.
Слова для справок: злой, пашня, кости, шил, жар.
Запиши слова парами. Буквы, обозначающие парные звонкие согласные, подчеркни двумя чертами, а парные глухие — одной.
Образец: дом — том.

Башня - пашня, слой - злой, гости - кости, жил - шил, шар - жар.

Прочитай пары слов.
Можно ли сказать, что в конце слова парный звонкий согласный меняется на парный глухой?

Да

Почему не меняется последний согласный звук в выделенных жирным шрифтом словах: дома — дом, столы — стол, моторы — мотор?

Потому что это непарные звонкие согласные.

Упражнение 3. Учитель произнёс слова: [лук], [прут], [мак]. Ученики должны были нарисовать предметы, которые называют эти слова, и подписать рисунки. Вот какие рисунки получились у Серёжи и Оли.

Как ты думаешь, почему у ребят получились разные рисунки?

Потому что в конце этих слов произносятся глухие парные согласные звуки, а они могут обозначаться на письме разными буквами.

Правильно обозначай согласный звук в конце слова. Для этого измени слово так, чтобы после согласного

Упражнение 4. Измени слова так, чтобы они называли один предмет, и запиши парами.
пироги, уроки, пруды, дубы, реки, коты
Образец: арбузы — арбуз.

Пироги - пирог, уроки - урок, пруды - пруд, дубы - дуб, реки - река, коты - кот.

Произнеси пары слов. Какой согласный звук слышишь в конце каждого слова? Назови.

к, к, т, п, к, т.

Правильно ли ответил Серёжа: «В конце слова пруд звук [д]»? Докажи своё мнение.

Неправильно, потому что в  конце  слова  вместо  звонких  парных  согласных  звуков  произносятся глухие  парные  согласные  звуки.

Упражнение 5. Прочитай сочетания слов и запиши их.
молочный  зу[п]  острый  клю[ф]  горький  лу[к]  спелый  арбу[с]  старый  ло[с’]  электрический  утю[к]  чистая  тетра[т’]   цветной  каранда[ш]  подземный  гара[ш]

Молочный  зуб, острый  клюв, горький  лук, спелый  арбуз, старый  лось,  электрический  утюг, чистая  тетрадь, ]цветной  карандаш, подземный  гараж.

Проверь себя: тебе помогут слова зубы, клювы, луковицы, утюги, тетради, карандаши, гаражи, арбузы, лоси.