Вариант 10 (с. 37 – 40)

Читаем текст и отвечаем на вопросы. Послышался шум, будто налетел ураган... (А. Старостин)

2. Главная тема:

Жизнь оленеводов.

3. Тип текста:

Повествование.

4. Антонимы.

лёгкие — тяжёлые;
ставить — убирать, разбирать;
разбирать — собирать, соединять;
кричать — молчать, шептать.

5. Однокоренные cлова с корнями.

олень - оленье (стадо)

скала - скалистый (берег)

снег - снежные (кедры)

6. Рисунки с изображением нарт.

Нарты похожи на санки, это 2 верхних рисунка.

7. Заголовок:

Кочевая жизнь оленеводов

8. План.

3 Мы кое-чему научились.
2 Олени разбежаться не смогут.
1 Появление оленьего стада.

9. Вставляем буквы, пишем проверочные слова, подчеркиваем подлежащее и сказуемое в 1 предложении.

На Ямале.

На Ямале  дуют  дуют снежные ветра. (вéтер)
На Ямале день короткий, (кóроток),
ночь — длинна. (дли́нный)

Ханты, русский, ненец и селькуп —
На Ямале люди гордые живут. (жизнь)

Ловят рыбу и пасут (пас) стада, (стáдо)
Добывают газ и нефть, и строят города. (гóрод).

10. Определения выражений.

«выкатилось оленье стадо» — оленьи упряжки не­слись по льду реки.


«научились чум собирать и ставить» — умение установить, транспортировать, разобрать чум – жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством, – в условиях тайги и тундры крайне важно.