Вариант 10 (с. 37 – 40)
Читаем текст и отвечаем на вопросы. Послышался шум, будто налетел ураган... (А. Старостин)
2. Главная тема:
Жизнь оленеводов.
3. Тип текста:
Повествование.
4. Антонимы.
лёгкие — тяжёлые;
ставить — убирать, разбирать;
разбирать — собирать, соединять;
кричать — молчать, шептать.
5. Однокоренные cлова с корнями.
олень - оленье (стадо)
скала - скалистый (берег)
снег - снежные (кедры)
6. Рисунки с изображением нарт.
Нарты похожи на санки, это 2 верхних рисунка.
7. Заголовок:
Кочевая жизнь оленеводов
8. План.
3 Мы кое-чему научились.
2 Олени разбежаться не смогут.
1 Появление оленьего стада.
9. Вставляем буквы, пишем проверочные слова, подчеркиваем подлежащее и сказуемое в 1 предложении.
На Ямале.
На Ямале дуют дуют снежные ветра. (вéтер)
На Ямале день короткий, (кóроток),
ночь — длинна. (дли́нный)
Ханты, русский, ненец и селькуп —
На Ямале люди гордые живут. (жизнь)
Ловят рыбу и пасут (пас) стада, (стáдо)
Добывают газ и нефть, и строят города. (гóрод).
10. Определения выражений.
«выкатилось оленье стадо» — оленьи упряжки неслись по льду реки.
«научились чум собирать и ставить» — умение установить, транспортировать, разобрать чум – жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством, – в условиях тайги и тундры крайне важно.