Урок 2 Как устроен наш язык
           Повторяем фонетику и словообразование

Упражнение 1. Запиши слова в три столбика:
1) слова, в которых букв больше, чем звуков; 2) слова, в которых одинаковое количество букв и звуков; 3) слова, в которых звуков больше, чем букв. Рядом со словами второго столбика запиши их транскрипцию.
дочь, ёлка, ночью, герой, опять, знаю, рыбки, поёт, юла, солнце, свистнул, пьёт, съел, моя, лень, полью, вестник

      1               2                       3
дочь             ночью [ноч’й’у]    знаю
ёлка             герой [г’ирой’]     поёт
опять           рыбки [рыпки]     юла
солнце         пьёт [пй’от]          моя
свистнул       съел [сй’эл]          
лень             полью [пол’й’у] 
вестник

Упражнение 2. Проверь, как Света сделала фонетический разбор слова моет. Если есть ошибки, письменно исправь их.
Моет, мо-ет [мóй’эт]:
[м] — согласный, твёрдый парный, звонкий парный, буква «м»;
[о] — гласный, ударный, буква «о»;
[й’] — согласный, твёрдый непарный, глухой непарный, буква «е»;
[э] — гласный, безударный, буква «е»;
[т] — согласный, твёрдый парный, глухой парный, буква «т»;
моет — 4 буквы, 5 звуков.

Моет, мо́-ет [мóй’эт]:
[м] — согласный, твёрдый парный, звонкий непарный, буква «м»;
[о] — гласный, ударный, буква «о»;
[й’] — согласный, мягкий непарный, звонкий непарный, буква «е»;
[э] — гласный, безударный, буква «е»;
[т] — согласный, твёрдый парный, глухой парный, буква «т»;
моет — 4 буквы, 5 звуков.

Упражнение 3. Сделай фонетический разбор слов мяч, ящик, пень.

Мяч, мяч, [м’ач]:
[м’] — согласный, мягкий парный, звонкий непарный, буква «м»;
[а] — гласный, ударный, буква «а»;
[ч’] — согласный, мягкий непарный, глухой непарный, буква «ч»;
мяч - 3 буквы,  3 звука.

Ящик, я-щик, [й’ащ’ик]:
[й’] — согласный, мягкий непарный, звонкий непарный, буква «я»;
[а] — гласный, ударный, буква «я»;
[щ’] — согласный, мягкий непарный, глухой непарный, буква «щ»;
[и] — гласный, безударный, буква «и»;
[к] — согласный, твёрдый парный, глухой парный, буква «к»;
ящик - 4 буквы, 5 звуков.

Пень, пень, [п’эн’]:
[п’] — согласный, мягкий парный, глухой парный, буква «п»;
[э] — гласный, ударный, буква «е»;
[н’] — согласный, мягкий парный, звонкий непарный, буква «н»;
[-] — буква «ь»;
пень - 4 буквы и 3 звука.

Упражнение 4. Проверь, правильно ли разобрано по составу слово задумка.
1. Задумк[а] (задумк[и], задумк[е], задумк[у], задумк[ой] ).
2. Задумка (дума, думать, придумать).
3. Задумка (отгадка, пробежка, стирка).
4. Задумка (загадка, запевка).
5. Задумк[а]

Слово разобрано правильно.

Разбери по составу слова сказка, берёзовый.

Сказкаберёзовый.

Упражнение 5. Прочитай текст. Найди и выпиши однокоренные слова. У имён прилагательных обозначь основу и окончание.
Найди в тексте имя существительное, которое соответствует схеме ¬⌒∧☐. Определи способ его образования.
Разбери по составу выделенные слова.
Сделай фонетический разбор слова росток.
                           Вести с опушки
   Почуяла весну ёлка: сыплет жухлую хвою в снежный подол, а по концам мохнатых лап проклюнулись щёточки новых игл.
   Пробудились первые цветочки. Солнечным днём на лесной проталинке появились головки мать-и-мачехи. Умылись талой водой и засияли улыбкой весны на ярком солнышке.
   Пробивают весенний снег подснежники. Вот уже выглянул первый нежный росток.
                                                                                       (По В. Гаврилову)

Весну, весенний.
Снег, снежный, подснежники.

Под
снежник
и. Способ образования приставочно-суффиксальный.

Вести с опушки, снежный, солнышке, весенний.

Росток, ро-сто́к, [расто́к]:
[р] — согласный, твёрдый парный, звонкий непарный, буква «р»;
[а] — гласный, безударный, буква «о»;
[с] — согласный, твёрдый парный, глухой парный, буква «с»;
[т] — согласный, твёрдый парный, глухой парный, буква «т»;
[о] — гласный, ударный, буква «о»;
[к] — согласный, твёрдый парный, глухой парный, буква «к»;
росток - 6 букв и 6 звуков.