Урок 55 Правописание
Правописание безударных окончаний глаголов
Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в обозначении буквами безударного личного окончания глагола?
Лена считает, что нужно определить, к какому спряжению относится этот глагол, и вспомнить, какое окончание пишется в этом спряжении в данном лице. Согласишься ли ты с Леной?
Да.
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? Проверь, правильно ли определяет спряжение Лена
Долго тян[и]тся осенний день.1. Ставим вопрос к глаголу, чтобы не ошибиться в определении вида: что делает? — тян[и]тся. 2. Находим начальную форму глагола: что делать? — тян́уться. 3. Глагол на -уть — 1-е спряжение. 4. В форме 3-го лица единственного числа у глаголов 1-го спряжения пишется окончание-ет — пишем тянется.
Правильно.
Упражнение 1. Спиши сочетания слов; в скобках на-пиши начальную форму глагола, укажи спряже-ние.
Образец: (дремать, 1-е спр.) — дремлешь у окна.
дремл…шь у окна, ( ) пиш…шь письмо, ( ) стро…т дома, ( ) зна…м правила, ( ) мечта…т о поездке, ( ) относ…шь на почту, ( ) проход…м по мосту, ( ) прочита…т выразительно, ( ) темне…т быстро, ( ) чувству…т себя хорошо, ( ) забыва…т часто, ( ) уч…тся на пятёрки
(Дремать, 1-е спр.) — дремлешь у окна, (писать, 1 спр.) – пишешь письмо, (строить, 2 спр.) – строит дома, (знать, 1 спр.) – знаем правила, (мечтать, 1 спр.) – мечтает о поездке, (относить, 2 спр.) – относишь на почту, (проходить, 2 спр.) – проходим по мосту, (прочитать, 1 спр.) – прочитает выразительно, (темнеть, 1 спр.) – темнеет быстро, (чувствовать, 1 спр.) – чувствует себя хорошо, (забывать, 1 спр.) – забывает часто, (учиться, 2 спр.) – учится на пятерки.
Упражнение 2. Найди и запиши глаголы-исключения, относящиеся ко 2-му спряжению.
гнать, знать, кидать, держать, сказать, уметь, уничтожать, летать, вертеть, смотреть, получать, обидеть, дышать, брить, слышать, ненавидеть, стелить, терпеть, понюхать, печа-тать, греть, зависеть, видеть, выступать
Гнать, держать, вертеть, смотреть, обидеть, дышать, слышать, ненавидеть, терпеть, зависеть, видеть.
Упражнение 3. Запиши начальную форму каждого глагола, определи спряжение, запиши глагол в форме 3-го лица единственного числа.
Образец: зеленеть (на -еть, не искл., 1-е спр.) — зеленеет .
понимать, таять, обидеть, строить, брить, тащить, падать, видеть, стелить, резатьПроверь себя: в списке четыре глагола 2-го спряжения.
Понимать (на – ать, не искл., 1-е спр.) – понимает; таять (на – ять, не искл., 1-е спр.) – тает; обидеть ( на – еть, искл., 2-е спр.) – обидит; строить (на – ить, не искл., 2-е спр.) – строит; брить (на – ить, искл., 1-е спр.) – бреет; тащить ( на – ить, не искл., 2-е спр.) – тащит; падать (на – ать, не искл., 1-е спр.) – падает; видеть (на – еть, искл., 2-е спр.) – видит; стелить (на – ить, искл., 1-е спр.) – стелет; резать (на – ать, не искл., 1-е спр.) – режет.
Упражнение 4. Определи спряжение глаголов. Запиши данные глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Не забывай про ь.
Образец: клеить (на -ить, не искл., 2-е спр.) — клеишь; зависеть (на -еть, искл., 2-е спр.) — зависишь.
клеить, зависеть, гнать, сверкать, видеть, строить, обидеть, стелить, держать, дружить, дышать, вертеть, привыкать, мечтать
Клеить (на -ить, не искл., 2-е спр.) — клеишь; зависеть (на -еть, искл., 2-е спр.) — зависишь; гнать (на – ать, искл., 2-е спр.) – гонишь; сверкать (на – ать, не искл., 1-е спр.) – сверкаешь; видеть (на – еть, искл., 2-е спр.) – видишь; строить (на – ить, не искл., 2-е спр.) – строишь; обидеть (на – еть, искл., 2-е спр.) – обидишь; стелить (на – ить, искл., 1-е спр.) – стелешь; держать (на – ать, искл., 2-е спр.) – держишь; дружить (на – ить, не искл., 2-е спр.) – дружишь; дышать (на – ать, искл., 2-е спр.) – дышишь; вертеть (на – еть, искл., 2-е спр.) – вертишь; привыкать (на – ать, не искл., 1-е спр.) – привыкаешь; мечтать (на – ать, не искл., 1-е спр.) – мечтаешь.