Урок 53 Правописание
             Правописание безударных окончаний глаголов

Можно ли определить, как писать безударное личное окончание глагола, если известно, к какому спряжению относится этот глагол?

Дима считает, что можно. Но есть одно условие. Ты знаешь, что это за условие?

Правильно, необходимо знать систему личных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения.

Упражнение 1. Запиши глаголы в форме 1-го лица множественного числа в два столбика.

1-е спряжение [им] — ем
2-е спряжение [им] — им

клеить (2), читать (1), записать (1), стро-ить (2), варить (2), учить (2), желать (1), пи-лить (2), стелить (1), дышать (2), верить (2), вертеть (2), лаять (1), держать (2), учить (2), приколоть (1), готовить (2), вязать (1)

 им          ем
клеим     читаем
строим   запишем
варим     желаем
учим      стелем
пилим    лаем
дышим    приколем
верим      вяжем
вертим
держим
готовим
учим

Упражнение 2. Спиши, вставь пропущенные буквы. Глаголы, данные в скобках, ставь в нужную форму. Не забывай правильно писать безударные окончания глаголов.

                 Берёзы
    З…мой б…рёзы (таиться, 2-е спр.) в хвойн…м л…су, а в…сной, к…гда листья (развёртываться, 1-е спр.), кажется, будто б…рёзы из тёмн… леса (выходить, 2-е спр.)на опушку.
     Это (бывать, 1-е спр.) до тех пор, пока л…ства на б…рёзах не (потемнеть, 1-е спр.) и более или менее не (сравняться, 1-е спр.) с цвет…м хвойных д…ревь…в.
      И ещё (бывать, 1-е спр.) ос…нью, когда берё…ки, перед тем как скры[ца], прощаю[ца] со св…им зол…т…м.
              (М. Пришвин)

                          Берёзы
        Зимой берёзы таятся в хвойном лесу, а весной, когда листья развёртываются, кажется, будто берёзы из тёмного леса выходят на опушку.
         Это бывает до тех пор, пока листва на берёзах не потемнеет и более или менее не сравняется с цветом хвойных деревьев.
          И еще бывает осенью, когда берёзки, перед тем как скрыться, прощаются со своим золотом.

Упражнение 3. Распредели глаголы по столбикам. Не забывай об орфограмме «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов».

1-е спр. [иш] — ешь 2-е спр. [иш] — ишь

вр[иш] (2), с[иш] (1), гн[иш] (2), вд[иш] (2), зн[иш] (1), хд[иш] (2), тн[иш] (1), врт[иш] (2), жал[иш] (1), плч[иш] (1), смтр[иш] (2), лет[иш] (1), скч[иш] (1), кл[иш] (2)

   ешь             ишь
сеешь          веришь
знаешь         гонишь
тянешь        видишь
жалеешь      ходишь,
плачешь     вертишь
летаешь      смотришь
скачаешь      клеишь

Упражнение 4. Спиши пословицы. Глаголы в скобках ставь в нужную форму. Правильно записать безударные окончания тебе поможет таблица личных окончаний глаголов.

Декабрь год (кончать, 1-е спр.), а зиму (начинать, 1-е спр.).Яблочко от яблоньки недалеко (падать, 1-е спр.).Собака (помнить, 2-е спр.), кто её (кор-мить, 2-е спр.).Язык мал, да всем телом (владеть, 1-е спр.).Сам не (знать, 1-е спр.), где найдёшь, где (потерять, 1-е спр.).

Проверь себя по таблице на с. 134.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Яблочко от яблоньки недалеко падает.
Собака помнит, кто ее кормит.
Язык мал, да всем телом владеет.
Сам не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

Упражнение 5. Запомни правописание слов и приготовься к словарному диктанту.

Викторина, горизонт, диалог, директор, забавный, изложение, иногда, кабинет, капитан.