Урок 50 Как устроен наш язык
Спряжение глаголов
Глаголы гнать, держать, слышать, дышать, видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть относятся ко 2-му спряжению. Каким будет спряжение глаголов, образованных от этих слов? Например: догнать, увидеть, посмотреть, передержать.
2-е спр.
Упражнение 1. Определи спряжение глаголов с безударным личным окончанием.
перегон[и]шь, расскаж[и]шь, перепиш[и]м, верт[и]т, подар[и]шь, вскопа[и]шь, наден[и]шь, посмотр[и]т, вышь[и]шь
Перегонишь – 2 спр., расскажешь – 1 спр., перепишем – 1 спр., вертит – 2 спр., подаришь – 2 спр., вскопаешь – 1 спр., наденешь – 1 спр., посмотрит – 2 спр., вышьешь – 1 спр.
Серёжа утверждает, что глаголы пить, вить, лить относятся ко 2-му спряжению, так как в начальной форме оканчиваются на -ить. Согласишься ли ты с Серёжей?
Нет, потому что у этих глаголов ударные личные окончания, и спряжение определяется по ним.
Не забывай, что начальная форма глагола не изменяется. По начальной форме, не поставив предварительно глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя. К начальной форме необходимо обращаться только тогда, когда личное окончание глагола безударное.
Упражнение 2. Выбери и запиши глаголы, спряжение которых можно определить только по начальной форме.
ловить, петь, зависеть, говорить, при-думать, красить, готовить, заснуть, перепрыгнуть, отвечать, пить, таять, мёрзнуть, облить
Ловить, придумать, красить, готовить, перепрыгнуть, отвечать, таять, мерзнуть.
Упражнение 3. Прочитай, как Саша определял спряжение глаголов с безударным личным окончанием. Если ты считаешь, что спряжение определено неверно, а в доказательствах Саши есть ошибки, то исправь их и запиши в тетрадь без ошибок.
(ты) выуч...шь — глагол 1-го спр., так как н. ф. — выучивать; выучешь(он) держ...т — глагол 1-го спр., так как н. ф. — держать; держешь(мы) провер...м — глагол 1-го спр., так как н. ф. — проверять; проверем(они) леч...т — глагол 2-го спр., так как н. ф. — лечить; лечат
(Ты) выучишь – глагол 2-го спр., т.к. неопределенная форма – выучить.
(Он) держит – глагол 2-го спр., т.к. неопределенная форма – держать (исключение).
(Мы) проверим – глагол 2-го спр., т.к. неопределенная форма – проверить.
(Они) лечат – глагол 2-го спр., т.к. неопределенная форма – лечить.
Упражнение 4. Прочитай текст. Выпиши глаголы, определи их вид и спряжение. Найди глагол в начальной форме, запиши его в форме 3-го лица множественного числа. Обозначь окончания глаголов.
Один мальчишка учится в первом классе «В». Его семья состоит из пяти человек. Мама встаёт в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встаёт мама.
Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.
(В. Драгунский)
Учится – несовершенный вид, 2-е спр.; состоит – несовершенный вид, 2-е спр.; встаёт – несовершенный вид, 1-е спр.; тратит – несовершенный вид, 2-е спр.; чистит – несовершенный вид, 2-е спр.; ходит – несовершенный вид, 2-е спр.; одевается – несовершенный вид, 1-е спр.; читает – несовершенный вид, 1-е спр.; начинают – несовершенный вид, 1-е спр.; уходит – несовершенный вид, 2-е спр.
Будить – несовершенный вид, 2-е спр. – будят