Урок 60 Правописание
Правописание глаголов
Упражнение 1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Не забывай, перед тем как написать безударное окончание глагола, определять его спряжение.
Зна…те ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выход…те на крыльцо… А между тем заря разгора…т ся; вот уже золотые полосы прот…нулись по небу, в оврагах клуби[ца] пар, жавор…нки звонко поют, предрассветный ветер п…дул — и тихо всплыва…т багровое со[нц]е. Свет так и хлын…т потоком; се[рц]е в вас встрепенё- [ца], как птица. Свежо, весело, любо!
(По И. Тургеневу)
Подчеркни орфограмму «Непроверяемые гласные в корне слова».
Знаете (1-е спр.) ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите (2-е спр.) на крыльцо… А между тем заря разгорается (1-е спр.); вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубится пар, жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает (1-е спр.) багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо!
Упражнение 2. Запиши слова в таком порядке: 1) начальная форма; 2) форма 2-го лица единственного числа; 3) форма 3-го лица единственного числа. Если сомневаешься, какая буква пишется в начальной форме, проверяй по словарю.
Образец: строишь (2-е спр.) — строишь — строит .
стро…ть, дум…ть, рез…ть, та…ть, кле…ть, обид…ть, ненавид…ть, увелич…ть, езд…ть, став…ть, выравнив…ть, завис…ть, се…ть, ве…ть
Строишь (2-е спр.) — строишь — строит ; думать (1 спр.) – думаешь — думает; резать (1 спр.) – режешь — режет; таять (1 спр.) – таешь — тает; клеить (2 спр.) – клеишь — клеит; обидеть (2 спр.) – обидишь — обидит; ненавидеть (2 спр.) – ненавидишь — ненавидит; увеличить (2 спр.) – увеличишь — увеличит; ездить (2 спр.) – ездишь — ездит; ставить (2 спр.) – ставишь — ставит; выравнивать (1 спр.) – выравниваешь — выравнивает; зависеть (2 спр.) – зависишь — зависит; сеять (1 спр.) – сеешь — сеет; веять (1 спр.) – веешь — веет.
Упражнение 3. Спиши. Обозначай части слов, в которых находятся вставленные тобой буквы.
Дереву никто (не)говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот прибл…жа…тся осень — и листья на деревьях изм…няют свой зелёный цвет. Уже в август… начинают ж…лтеть листья берёзы и липы, а в первых числах с…нтября появляется золотой н…ряд у клёна остр…ли[сн]ого. В сент…бре красне…т листва у р…бины, в к…нце мес…ца над…вают ж…лтый и ярко-красный н…ряд осины. (Г. Граубин)
Дереву никто не_ говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Уже в августе начинают желтеть листья берёзы и липы, а в первых числах сентября появляется золотой наряд у клена остролистного. В сентябре краснеет листва у рябины, в конце месяца надевают жёлтый и ярко – красный наряд осины.
Упражнение 4. Спиши. Глаголы, данные в скобках, ставь либо в форме 2-го лица единственного числа, либо в форме 3-го лица единственного числа.
Какое лето без бабочек! Ты ещё (спать), а бабочка уже весело (летать) перед окном. Ты (выходить) на крыльцо, и бабочка (опускаться) рядом, (расправлять) крылья. Теперь ты (мочь) её разглядеть. До чего же она прекрасна!
Когда (увидеть) красивую бабочку, не ло-ви её. Без синевы неба, без зелени трав, без пестроты цветов бабочка значительно (терять) в своей красоте.
(По Ю. Краснощёкову)
Найди предложения с однородными членами. Графически объясни постановку знаков препинания в этих предложениях.
Какое лето без бабочек! Ты еще спишь, а бабочка уже весело летает перед окном. Ты выходишь на крыльцо, и бабочка опускается рядом, расправляет крылья. Теперь ты можешь ее разглядеть. До чего же она прекрасна!
Когда увидишь красивую бабочку, не лови ее. Без синевы неба, без зелени трав, без пестроты цветов бабочка значительно теряет в своей красоте.
Упражнение 5. В пословицах и поговорках замени начальную форму глагола формой 2-го или 3-го лица единственного числа. Обозначь безударные окончания.
Пропущенный час годом не (нагнать).Поменьше говори — побольше (услышать).Степного коня на конюшне не (удер-жать).Из песни слова не (выкинуть).Кто (уметь), тот и (делать).Под лежачий камень вода не (течь).Учёный (водить), а неучёный следом (бродить).
Пропущенный час годом не нагонишь. Поменьше говори – побольше услышишь. Степного коня на конюшне не удержишь. Из песни слова не выкинешь. Кто умеет, тот и делает. Под лежачий камень вода не течёт. Ученый водит, а неученый следом бродит.