Урок 41 Как устроен наш язык
Лицо и число глагола
Личные глагольные формы указывают на того, кем совершается действие.
Глаголы в форме 1-го лица указывают на то, что действие совершается говорящим. Я пишу письмо. Мы пишем письма.
Глаголы в форме 2-го лица указывают на то, что действие совершает тот, к кому обращаются. Вечером ты поможешь маме. Летом вы поможете бабушке.
Глаголы в форме 3-го лица обозначают действие, которое совершает тот (то), о ком (о чём) говорят. Он отвечает на вопрос. Они отвечают на вопросы. Солнце светит.
Упражнение 1. Прочитай текст. Выпиши глаголы. Определи лицо глаголов и обозначь личные окончания.
Я вижу небо голубое,
Я вижу радугу на нём.
И дождь идёт.
И солнце светит.
И ты танцуешь
Под дождём.
(М. Лукьянова)
Вижу – 1 лицо, идет – 3 лицо, светит – 3 лицо, танцуешь – 2 лицо.
Глаголы могут употребляться в форме единственного и в форме множественного числа: я пишу — мы пишем; ты рисуешь — вы рисуете; он играет — они играют.
Упражнение 2. Запиши в два столбика: 1) глаголы в форме единственного числа; 2) глаголы в форме множественного числа. Какие глаголы ты не выпишешь? Почему?
говорю, решаем, поём, прочитать, запомнят, присылаю, рассказывают, переделать, говорят, поёт, рассказываешь, подойти, запомнит, решаете, присылаем
1 2
говорю решаем
присылаю поем
поет запомнят
рассказываешь рассказывают
запомнит говорят
решаете
присылаем.
Прочитать (н. ф.), переделать (н. ф.), подойти (н. ф.).
Упражнение 3. Даны основы глаголов и окончания. Образуй с помощью окончаний личные глагольные формы и запиши по образцу.
Образец. Единственное число Множественное число
1-е лицо верну вернём
2-е лицо вернёшь вернёте
3-е лицо вернёт вернут
Окончания: -у, -ёшь, -ёт, -ём, -ёте, -ут. Основы глаголов: нес- (нач. форма — нести), раст- (нач. форма — расти), засн- (нач. форма — заснуть).
Единственное число Множественное число
1 лицо несу, расту, засну несём, растём, заснём
2 лицо несёшь, растёшь], заснёшь несёте, растёте, заснёте
3 лицо несёт, растёт, заснёт несут, растут, заснут
При образовании личных форм могут происходить чередования звуков: бегу — бежишь; пеку — печёшь.
Упражнение 4. Запиши глагольные формы парами и подчеркни чередования, которые возникли в результате образования форм.
Образец: ловить — ловлю.
гладить, свищу, плачут, прятать, скажут, писать, глажу, дремать, свистеть, бережём, прячут, плакать, сказать, берегу, дремлют, пишут
Гладить – глажу, свищу – свистеть, плачут – плакать, прятать – прячут, скажут – сказать, писать – пишут, дремать – дремлют, бережем – берегу.