Ответы к странице 116
Упражнение 245, с. 116
245. Рассмотрите схемы слов.
Скажите, что можно узнать о слове по данным значимым частям. К какой части речи относится каждое слово? Каковы его грамматические признаки (время, лицо, число, спряжение, род)?
Это схемы глаголов. Например: по окончанию -ишь можно сказать, что заданная модель — это модель слова, которая относится к глаголу, имеющему такие признаки: настоящее или будущее время, II спряжение, 2-е лицо, единственное число; этот глагол изменяется по лицам и числам.
1) ¬⌒ывают — наст. вр., I спр., 3-го лица, мн. ч.;
2) ¬⌒ишь — буд. вр., II спр., 2-е лицо, ед. ч.;
3) ¬⌒али — прош. вр., 3-е лицо, мн. ч.;
4) ⌒нула — прош. вр., 3-е лицо, ед. ч., ж. р.;
5) ⌒ит — наст. вр., II спр., 3-е лицо, ед. ч.;
6) ⌒еет — наст. вр., I спр., 3-го лица, ед. ч.
Подберите слова, которые соответствуют данным схемам, и запишите их. (Укажите над каждым словом часть речи - задание из старого учебника, в новом его нет.)
глаг. глаг. глаг.
Рассказывают Подсказал[и] Стоит
глаг. глаг. глаг.
Спрос[ишь] Прыгнул[а] Спеет
глаг. глаг. глаг.
Показывают Прибежали Видит
глаг. глаг. глаг.
Проспишь Дрогнула Желтеет
Упражнение 246, с. 116
246. Прочитайте вопросы, ответы на которые вы найдёте в энциклопедии для любознательных «Почемучка».
Как называется звезда, которую видно днём? Почему Луна не падает на Землю? Где ночует солнышко? Почему говорят: «Вода и камень точит»? За что белого медведя вписали в Красную книгу? Кто раскрасил радугу?
А. Дитрих, Г. Юрмин
Выпишите глаголы. Устно и письменно разберите любой глагол как часть речи (см. Памятку 1).
Называется, не падает, ночует, говорят, точит, вписали, раскрасил.
Устный разбор:
Вода и камень точит.
1. Точит — глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? 2. Начальная форма — точить. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, в единственном числе. 5. В предложении является сказуемым. Вода (что делает?) точит.
Письменный разбор:
Точит — гл., что делает, н. ф. — точить, II спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
На какой вопрос вы знаете ответ? Составьте свой текст-рассуждение на эту тему.
Как называется звезда, которую видно днём?
На небе бесчисленное количество звёзд, которое мы можем увидеть ночью. А как называется звезда, которую видно днём? Солнце не просто светит днём, оно само создаёт день. Когда оно восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит — начинается ночь. Именно тогда-то и становятся видны звёзды, которые светят гораздо слабее Солнца.
Некоторые считают, что звёзды вечером зажигаются, а днём гаснут. На самом деле звёзды светят и днём и ночью. Почему же мы их не видим? Земля окружена слоем воздуха. Солнечные лучи, проходя через воздух, рассеиваются так, что звёзды становятся невидимыми. Звёзды не ложатся спать днём, а продолжают светить, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть.
Упражнение 247, с. 116
247. Прочитайте.
В тундре летом семь погод на день: се..т, ве..т, ду..т, студ..т, моч..т, гре..т, суш..т. Приползёт туча, и накро..т тундру холодная тень. Вторая дождиком2 смоч..т. Третья иссеч..т ледяной крупой или снегом присыпл..т3. То нахлын..т с моря туман, то ветер туман разгон..т. И снова чистые дали и яркое солнце.
Н. Сладков
Спишите, вставляя пропущенные буквы в личные окончания глаголов. Укажите над глаголами спряжение.
В тундре летом семь погод на день: сеетI спр., веетI спр., дуетI спр., студитII спр., мочитII спр., греетI спр., сушитII спр.. Приползёт туча, и накроетI спр. тундру холодная тень. Вторая дождиком2 смочитII спр.. Третья иссечётI спр. ледяной крупой или снегом присыплетI спр.. То нахлынетI спр. с моря туман, то ветер туман разгонитII спр.. И снова чистые дали и яркое солнце.
дождиком (дожд- – корень, -ик – суффикс, -ом – окончание, дождик - основа)
Присыплет — гл., что сделает?, н. ф. — присыпать, I спр., в буд. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.