Ответы к странице 143
Упражнение 321
321. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над глаголами спряжение.
Пингвины идут с пляжа молча4. Они держ..т в клювах камушки. Если урон..т пингвин камуш..к на землю, то обязательно остановится и поднимет его. Быва..т и так: другому пингвину покажется этот камуш..к лучш.. . Он свой выбрасывает и хвата..т чужой. Пингвинам камушки нужны не играть, а чтобы гнёзда строить.
Г. Снегирёв
Пингвины идутI спр. с пляжа молча. Они держатII спр. в клювах камушки. Если уронитII спр. пингвин камушек на землю, то обязательно остановится и подниметI спр. его. БываетI спр. и так: другому пингвину покажется этот камушек лучше. Он свой выбрасываетI спр. и хватаетI спр. чужой. Пингвинам камушки нужны не игратьI спр., а чтобы гнёзда строитьII спр..
Пингвины идут с пляжа молча.
идут (откуда?) с пляжа, идут (как?) молча
Упражнение 322
322. Прочитайте. Определите тип текста и его тему.
Панкрат отворил ворота, выпустил коня.4 Конь вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька громко заплакал.
Тип текста: повествование. Тема: Филька и обиженный им конь.
Вспомните сказку К. Паустовского «Тёплый хлеб» и скажите, почему Филька заплакал.
Филька обидел раненого коня и из-за этого упал на деревню мороз. Филька почувствовал себя виноватым, думал, что конь его не простит.
Спишите. Выделите в глаголах приставки. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
Панкрат отворил ворота, выпустил коня.
отворил (что?) ворота, выпустил (кого?) коня
Звуки и буквы
Упражнение 323, с. 143
323. Вспомните, одинаковое ли в русском языке количество гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки? согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки? Произнесите гласные звуки. Произнесите согласные звуки парные по твёрдости-мягкости, парные по глухости-звонкости.
Гласных букв больше, чем гласных звуков.
Гласные звуки: [а ], [о ], [и ], [ы ], [у ], [э ].
В русском языке согласных звуков больше, чем согласных букв.
Твёрдые согласные звуки Мягкие согласные звуки
и их обозначение на и их обозначение на
письме буквами письме буквами
булка [б] [б’] белка
воз [в] [в’] вёз
гора [г] [г’] гиря
дом [д] [д’] день
зонт [з] [з’] зима
кот [к] [к’] кит
лось [л] [л’] льдина
мэр [м] [м’] мяч
нос [н] [н’] нёс
полка [п] [п’] пила
рысь [р] [р’] рис
сор [с] [с’] сила
торт [т] [т’] тюбик
фокус [ф] [ф’] финиш
халат [х] [х’] хищник
[ж], [ш], [ц] [й’], [ч’], [щ’]
Некоторые глухие и звонкие согласные звуки объединяют в пары. Такие согласные называются парными по глухости-звонкости звуками.
[б] [п] [б‘] [п’]
[в] [ф] [в‘] [ф‘]
[г] [к] [г‘] [к’]
[д] [т] [д‘] [т‘]
[ж] [ш] — —
[з] [с] [з‘] [с’]
Как обозначается мягкость согласных на письме? Когда произношение гласных и согласных звуков расходится с их обозначением на письме? Приведите примеры.
Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а также мягким знаком (ь).
Безударный гласный звук в слове может обозначаться разными буквами.
[а] [а] [а]
вода, дрова, трава
Парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова может обозначаться разными буквами:
[ш] [ш] [т] [т]
ёрш — ёж мёд — рот