Ответы к странице 70
Упражнение 144
144. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Весна идёт!
Блесте́ли чёрные ветки, шуршал, сполза́я с крыш, мокрый снег, и ве́село шумел за околицей сырой лес. Весна́ шла по поля́м, как молода́я хозяйка. Стоило ей только посмотре́ть на овраг, как в нём тотчас начина́л булькать и перелива́ться ручей1. Весна́ шла, и звон ручьёв с каждым её шагом станови́лся громче.
К. Паустовский
Определите тип текста. Какова в нём роль глаголов? Назовите глаголы, передающие звуки.
Текст-повествование. Глаголы описывают действия предметов, передают звуки. Глаголы со значением звучания: шуршал, шумел, булькать, переливаться.
Запишите заголовок и текст. Проверьте себя.
ручей [руч’эй’] - 2 слога
р [р] – согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
у [у] – гласн., безуд.
ч [ч’] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.
е [э] – гласн., ударн.
й [й’] – согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
5 б., 5 зв.
Упражнение 145
145. Прочитайте.
Сколько превосходных слов существуетед.ч. в русском языке для так называемых небе́сных явлений!
Летние грозы проходятмн.ч. над землёй и заваливаютсямн.ч. за горизо́нт. В наро́де любятмн.ч.говорить, что туча не прошлаед.ч., а свалиласьед.ч..
Молнии то с размаху бьютмн.ч. в землю прямым ударом, то полыхаютмн.ч на чёрных тучах, как вырванные с корнем ветви́стые деревья.
Радуги сверкаютмн.ч. над дымной, сырой далью. Гром перекатываетсяед.ч., грохочетед.ч., ворчитед.ч., рокочетед.ч., встряхиваетед.ч. землю4.
К. Паустовский
Что вы представили, увидели, услышали, читая эти строки? Какую роль выполняют глаголы в пейзажных зарисовках грозы, молнии, грома, радуги?
Глаголы в пейзажных зарисовках передают движение, звуки природы.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы. Укажите их число.
Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. (Повеств., невоскл., прост., распр., осложнено однородными сказуемыми)
встряхивает (что?) землю