Страница 72. Неопределённая форма глагола
Упражнение 148
148. Прочитайте словосочетания. Спишите.
1. Читаю (наст. вр.) сказку, играл (прош. вр.) в шахматы, повторим (буд. вр.) правило, слушали (прош. вр.) радио.
2. (Что делать?) Читать сказку, (что делать?) играть в шахматы, (что сделать?) повторить правило, (что делать?) слушать радио.
Сравните глаголы в словосочетаниях первой и второй группы. У каких глаголов можно определить время? Укажите их время.
У глаголов первой группы можно определить время.
Назовите и подчеркните глаголы, у которых вы не смогли определить время. Задайте вопрос к каждому из этих глаголов.
У глаголов второй группы нельзя определить время.
Упражнение 149
149. Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
Жизнь прожить — не поле перейти. Жизнь сложна, и прожить её не просто. Говорится о разнообразии событий, о трудностях, которые человеку встречаются в течение всей его жизни.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наблюдение чего-либо своими глазами куда убедительнее, чем рассказ из чужих уст.
Легко друзей найти, да трудно сохранить. Легче потерять друга, чем найти.
Спишите. Подчеркните глаголы. Можно ли определить их время и число? Задайте вопрос к каждому глаголу.
1. Жизнь (что сделать?) прожить н.ф. — не поле (что сделать?) перейтин.ф.. 2. Лучше один раз (что сделать?) увидетьн.ф., чем сто раз (что сделать?) услышатьн.ф.. 3. Легко друзей (что сделать?) найтин.ф., да трудно (что сделать?) сохранитьн.ф..
В неопределённой форме глагола нельзя определить род, число, время.
Вспомните, как называется форма глагола, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать?
Неопределённой форма глагола.
прожить [пражыт’] - 2 слога
п [п] – согл., глух. парн., твёрд. парн.
р [р] – согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
о [а] – гласн., безуд.
ж [ж] – согл., звонк. парн., твёрд. непарн.
и [ы] – гласн., ударн.
т [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
ь [-] –
7 б., 6 зв.