Русские басни. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру...». На странице 76
1. Что вам известно о М. В. Ломоносове — учёном, поэте, общественном деятеле?
М. В. Ломоносов уникальный человек. Сын холмогорского рыбака: деревенский мальчишка, имеющий необыкновенною тягу к знаниям и отважившийся уйти вслед за обозом в Москву, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Ему это удалось хоть и пришлось скрыть свое истинное происхождение. Несмотря на многочисленные трудности, вскоре он стал одним из лучших учеников и отправлен сначала в Петербургскую академию наук, а.затем в Германию для изучения горного дела. Ломоносов обладал энциклопедическими знаниями, изучил несколько языков, совершил множество открытий в самых различных научных областях: химии, физике, геологии, астрономии, лингвистике, истории. Занимался он и литературным творчеством, сформулировал «теорию трех штилей», разработал жанр оды. Он создал научно-исследовательскую лабораторию и основал Московский университет, который сейчас носит его имя.
2. Прочитайте внимательно список слов, впервые введённых М. В. Ломоносовым в русскую речь. Определите значение каждого из них. При затруднениях обращайтесь к словарю
автограф
атмосфера
барометр
гашеная известь
горизонт
градусник
движение
диаметр
земная ось
квадрат
кислород
кислота
крепкая водка
манометр
метеорология
микроскоп
минус
наблюдение
нелепость
оптика
опыт
периферия полюс магнита поршень
предложный падеж предмет
преломление лучей
равновесие
селитра
сферический
термометр
тленность
удельный вес
упругость
формула
частицы
чертеж
явление
Термометр - это прибор для измерения температуры.
Поршень - это подвижной цилиндрический стержень для нагнетания или выкачивания жидкостей, газов, пара:
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления;
манометр - прибор, измеряющий давление жидкости или газа.
3. Дайте толкования слов: весьма, спорили в жару, очаг. Кто такие Коперник и Птолемей?
Весьма - очень
спорили в жару - горячо, пылко спорили
очаг - огонь, на котором готовят еду, место, где этот огонь разводят.
Коперник - известный астроном и математик, основоположник современной модели мира. Птолемей тоже астроном и астролог, механик и, математик. Коперник создал гелиоцентрическую модель мира (Земля вращается вокруг Солнца, как и другие планеты Солнечной системы), а Птолемей - геоцентрическую модель мира (утверждал, что Солнце вращается вокруг земли).
4. Найдите в тексте басни слова, устаревшие по написанию и произношению. Подберите к ним синонимы из современного языка.
В пиру - на праздновании.
Круг Солнца - вокруг солнца
Слыл - звался
О сём - об этом
Кругом (в данном употреблении) - вокруг.
Не бывав - не бывает
Случились (в данном употреблении) встретились
Сомненьи - сомнении, неуверенность
5. Сформулируйте мораль басни.
Мораль басни такова, нет смысла спорить про очевидные вещи.
6. Почему серьёзной научной темы Ломоносов касается в жанре басни?
Ломоносов касается серьезной научной темы в жанре басни, потому что этот жанр позволяет свести воедино персонажей, являющихся представителями противоположных теорий и относящихся к разным столетиям, и через конкретный, частный случай обобщить, сформулировать поучение.
7. Подготовьте рассуждение по поводу прочитанной басни или чтение по ролям
Басня М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру..» удивительна по своей глубине. Автор приводит в ней спор представителей двух противоположных теорий. Коперника и Птолемея. Птолемей считает, что Солнце вращается вокруг земли. Коперник - что земля вращается вокруг Солнца. Их спор берется разрешить повар, который проводит параллель между небесными телам и обычными предметам. Солнце - очаг, земля - жаркое. И так как очаг не вертится вокруг жаркого, то Солнце не вращается вокруг земли. Законы мироздания, по мнению Ломоносова, просты, разумны и очевидны. Иногда и не требуется каких-то особенных знаний, для того чтобы их понять. И порой, наблюдая за незначительными явлениями, можно постичь большое через малое.