Руслан и Людмила, стр. 136
1. Найдите в тексте отрывка слова, говорящие о том, что именно русские сказки вдохновили автора на создание поэмы «Руслан и Людмила».
Слова, говорящие о том, что именно русские сказки вдохновили А.С. Пушкина на создание поэмы «Руслан и Людмила»:
«Там русский дух…Там Русью пахнет!»
«кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…».
2. Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке? Назовите сказки, в которых встречаются эти герои.
Кот учёный, леший, невиданные звери, русалка, избушка на курьих ножках, витязи, дядька морской, королевич, грозный царь, богатырь, Баба-Яга, Кощей, царевна, волк.
Сказки, в которых встречаются такие же персонажи: Кот учёный из сказки о «Царе Салтане»; «Царевна лягушка» - Баба Яга, Кощей, царевна; «Марья Моревна» - Кощей, царевич, Баба-Яга; «Гуси-лебеди» - Баба-Яга; «Иван Царевич и Серый Волк» - серый волк, царевич; «Леший» - леший; «Русалочка» - русалка; «Сивка-бурка» - невиданные звери; «Королевич и его дядька» - богатырь; «Лисичка-сестричка и волк» - волк.
3. Найдите во введении в поэму сочетания слов, которые часто встречаются в произведениях устного народного творчества.
Дуб зелёный, златая цепь, курьих ножках, витязей прекрасных, дядька морской, бурый волк, русский дух.
4. Определите значение слов: дол, дядька, тужит.
Дол - долина.
Дядька - родной дядя, а также так ранее называли слугу в богатых семьях, который должен был присматривать за мальчиком.
Тужит - грустит, горюет, тоскует.
5. А.С. Пушкин использует в поэме старославянские по происхождению слова, например: златая, брег, чреда, злато, которые соответствуют русским словам: золотая, берег, череда, золото. Объясните значение родственных слов. Найдите в них общий корень. Укажите чередование гласных и согласных звуков:
а) злато, позолота, позлащённый, золотить, золотой;
б) брег, побережье, берег, прибрежный.
а) Злато, позолота, позлащённый, золотить, золотой. Общий корень злат/злащ/золот.
Злато - золото.
Позолота означает тонкий слой золота, нанесённый для украшения какого-либо предмета. Или это может быть декоративный материал, которым обрабатывали металлы для придания схожести с золотом.
Позлащённый - позолоченный, покрытый слоем позолоты.
Золотить - процесс, в ходе которого на предмет или поверхность наносится слой позолоты.
Указанные слова являются производными слова злато.
б) брег, побережье, берег, прибрежный. Общий корень брег/берег/бреж.
Брег - берег, это часть суши, которая находится возле водоёма.
Побережье - местность, которая непосредственно прилегающая к берегу моря или реки. В узком смысле, это полоса суши, находящаяся в непосредственной близости к воде.
Прибрежный. Это слово означает любую территорию, которая находится недалеко от берега.
Перечисленные слова являются синонимами основного, так как они имеют близкое друг к другу значение.
6. Как вы думаете, с какой целью поэт использует старославянские слова?
Старославянские слова используются поэтом с целью его стилизации. Так автор может лучше передать эпоху, в которой происходит действие и особенности речи людей того времени. Использование устаревших слов в речи современных персонажей обычно применяется, чтобы подчеркнуть характер героя, род его профессиональной деятельности или особенности поведения.
7. Выпишите из текста эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. Обратите внимание на тот факт, что поэт выбирает, как правило, один самый яркий эпитет, что подчёркивает близость его поэмы произведениям устного народного творчества.
Эпитеты: неведомые дорожки, невиданные звери, минувших дней, глубокой, кипящим, брег песчаный, бурый. Роль эпитета - образное определение, красочное описание предмета. Для эпитета характерна не только изобразительность, но и эмоциональность, потому что в нем выражены отношения, чувства автора к предмету.