Стр. 232-233. В мире художественного слова Гоголя

1. Объясните значение данных слов и выражений: колядовать, парубок, волость, бричка, заниматься малеванием, покалякать, жеманиться, кокетка, франт, кожух, цирюльник, тирански, знахарь, кочерга, спесиво, шинок, заседатель, смушки, миряне, тавлинка, кныш, капелюхи, сотник. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Колядовать - ходить по дворам с пением колядок, собирая угощение, деньги.
Парубок - парень.
Волость - нижняя единица административно-территориального деления в России в сельской местности.
Бричка - повозка для перевозки людей.
Заниматься малеванием - заниматься рисованием.
Покалякать - поболтать.
Жеманиться - вести себя неестественно.
Кокетка - женщина, стремящаяся нравиться и привлекать внимание мужчин своей внешностью и манерами.
Франт - молодой человек, который любит модно одеваться.
Кожух - тулуп из овчины.
Цирюльник - исторически парикмахер и банщик, владеющий элементарными приёмами хирургии.
Тирански - вести себя как тиран.
Знахарь - лекарь, применяющий травы, заговоры, массирование, водолечение и другие в сочетании с различными ритуалами.
Кочерга - толстый железный прут с прямо загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Спесиво - высокомерие.
Заседатель - чиновник (часто в суде).
Шинок - кабак.
Миряне - жители.
Кныш - пирог с начинкой.
Сотник - тот, кто руководит сотней казаков.
Капелюхи - немного.
Тавлинка - плоская табакерка из бересты.
Смушки - шкурка новорождённого ягнёнка ценной породы.

2. Прочитайте следующие цитаты, объясните значение выделенных слов.
«Проговоривши это, кузнец принялся снова бежать с мешком на спине. – Он повредился! - говорили парубки».
«Чёрт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца».
«Так же как и её муж, она почти никогда не сидела дома и почти весь день пресмыкаласьу кумушек и зажиточных старух…»
«Так кузнец утонул! Боже ты мой, а какой важный живописец был!»

Повредился - сошёл с ума.
Галопировать - танцевать галопом.
Пресмыкалась - унижалась.
Важный - славный.

3. В следующем фрагменте отметьте средства художественной выразительности. С какой целью они употреблены?
«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».

Ясная ночь - эпитет.
Глянули звёзды - олицетворение.
Месяц величаво поднялся - олицетворение.
Месяц заглядывал - олицетворение.
Дым пошёл - олицетворение.
Ведьма верхом на метле - метафора.

4. Выпишите из текста повести примеры афористической речи.

1) Дай Боже тебе всего, добра всякого в довольствии, хлеба в пропорции!
2) Но, Боже ты мой, отчего она так чертовски хороша?
3) Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова.
4) Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами.

5. Найдите отрывок от слов: «Кумова жена была такого рода сокровище…» до слов: «… будет проходить мимо кумова огорода и выдерет любую из его плетня». Назовите приёмы, придающие тексту особую художественную выразительность.

В этом отрывке Н.В. Гоголь выбрал такие приёмы:
1. Описание. Гоголь описывает жену Кума.
2. Олицетворение. Гоголь олицетворяет их дом.
3. Диалог.
4. Метафоры.

6. Выпишите из текста повести слова и словосочетания, передающие колорит народной речи.

«Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня».
«Чего тебе ещё хочется? Ему, когда мёд, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жёстче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею».
«… я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит».
«Куда ж мы понесем его? В шинок?».
«Всё добро, какое найдётся в моей скрыне, на церковь!».
«Моя жинка купила прошлый год на ярмарке кочергу, дала пивкопы, - та ничего… не больно».
«Здравствуйте, панове!».
«Мешки? А с чем мешки, с книшами или паляницами?».

После уроков

Подготовьте вопросы для викторины на тему "На родине Гоголя".

==