Кавказский пленник. Ответы на странице 297 – 298
1. Как попали в плен Жилин и Костылин? Могли они избежать этого?
Жилин и Костылин попали в плен во многом из-за последнего. Возможно, они могли бы этого избежать, если бы вопреки уговору Костылин не бросил Жилина одного в самый критический момент и не ускакал на своей лошади, увозя с собой единственное ружье. Если бы он не струсил, скорее всего, они сумели бы отбиться и уйти от погони. Кстати, именно Костылин предложил Жилину ехать вперед одним, без обозов, потому что устал от жары и пыли. К тому же он более беспечный и неосторожный, склонен надеяться на авось: он утверждает, что незачем заранее подниматься на гору и смотреть, нет ли горцев, можно поехать и так.
2. Чем различалось поведение в плену двух офицеров? Запишите ключевые слова, которые помогут вам при ответе
Костылин в плену писал домой письма с просьбой о выкупе, ждал и скучал, по целым дням сидел в сарае и считал дни или спал. Жилин все высматривал, выпытывал, как ему бежать, рукодельничал - делал глиняных кукол или плел плетенки из прутьев, ремонтировал мелкие предметы для горцев: часы, замки и т.д. Ночью он копал у себя в сарае лаз, чтобы бежать.
Ключевые слова: сильный, храбрый, офицер, лучшие качества, слабый, безнравственный, бездуховный человек.
3. Жилин написал такой адрес, по которому письмо не дойдёт. Почему он поступил именно так? Только потому, что он был из бедной семьи?
Жилин написал такой адрес, по которому письмо не дойдет не только потому, что он был из бедной семы. Конечно, он-жалеет мать, знает, что ей негде достать денег, что она сама жила тем что он ей присылал. Но он привык рассчитывать только на себя и не ждет помощи со стороны: «Бог даст - и сам выберусь».
4. Чем Жилин завоевал расположение к себе татар?
Жилин завоевал себе расположение татар тем что не падал духом, всем интересовался, был мастером на все руки. Он лепил Дине кукол из глины, плел корзины из прутьев, после грозы смастерил забавную игрушку, кукол на колесе, отремонтировал часы, ремонтировал и другие предметы и даже, благодаря случаю, вылечил одного из горцев.
5. Почему Дина решила спасти Жилина? Что грозило ей за этот поступок?
Дина решила спасти Жилина, потому что привязалась к нему и подружилась с ним. Несмотря на то что они разных национальностей, она не видит в нем врага, так как понимает, что он хороший человек. Этот поступок грозит Дине как минимум серьезным наказанием, но она решается на него, поскольку не хочет, чтобы Жилина убили.
6. Чем различаются характеры Жилина и Костылина? В каких эпизодах раскрываются человеческие качества двух героев?
Характеры Жилина и Костылина отличаются тем что Жилин смелый, деятельный, пррядочный человек с сильным духом и волей, настоящий офицер. А Костылин слаб, безволен, труслив, их человеческие качества раскрываются в эпизоде, когда Жилин попадает в плен, в сцене требования выкупа, во время пребывания в плену и во время неудавшегося побега.
7. Послушайте выразительное чтение фрагмента рассказа, обратившись к электронному приложению. Как в данном эпизоде раскрываются характеры Жилина и Костылина?
В данном эпизоде рассказывается о неудавшемся побеге Жилина и Костылина из плена. Опять-таки побег не удался во многом из-за поведения Костылина. Он совершенно не умеет преодолевать трудности, все время жалуется, отстает, всего боится (падает со страху, когда в пути они встречают оленя). Жилину удается его подстегнуть только страхом смерти. Это Костылин закричал от боли и выдал их обоих проезжавшему татарину. Жилин ведет себя стойко, не падает духом, не жалуется, старается ориентироваться по звездам. Хотя путь и ему дается нелегко. Он верный и преданный товарищ, видя, что Костылин не может идти, тащит его на себе вместо того, чтобы оставить ставшего обузой сослуживца в лесу: «Бросить товарища не годится».
8. Для чего введено в рассказ повествование о старике и его семерых детях, убитых русскими, и о восьмом, которого старый джигит убил сам?
Повествование о старике и его семерых детях, убитых русскими, и о восьмом, которого старый джигит, убил сам введено в рассказ для того, чтобы показать бессмысленность и жестокость любой войны. В ней нет правых и виноватых, гибнут люди и с той и с другой стороны. Плохо только то что пережив столько потерь и потрясений, старик этого не понял и, бросив воевать, тем не менее испытывает ненависть ко всем русским, настаивает на том что попавших в плен офицеров следует убить.
9. Какое впечатление произвёл на вас этот вставной эпизод? Можно ли понять поступок старика? Можно ли его оправдать (и по отношению к сыну, и по отношению к Жилину)?
Этот вставной эпизод произвел очень сильное впечатление. Поражает в нем прежде всего старик, который собственноручно убил единственного оставшегося у него сына за то что тот перешел на сторону русских. Да в какой-то мере его можно понять и оправдать, ведь у любых народов ценится понятие честь, а сын предал своих родных, свою родину, став на сторону противника, проявил слабость, трусость, за что и был убит. Потому и к Жилину старик не испытывает ничего, кроме непримиримой ненависти, хотя тот ничего плохого ему не сделал.
10. Как вы думаете, почему Толстой поместил свой рассказ в «Четвертую книгу для чтения» то есть в учебную книгу для детей? Что, по мнению Л.Н. Толстого. Должны осознать юные читатели?
Юные читатели должны осознать важные вещи. Они должны понять, что любая война, из-за каких бы причин она ни велась (религиозным, национальным и др.) бессмысленна и жестока. Неважно, к какой национальности относится человек, главное, чтобы он оставался человечным. Ведь доброта, трудолюбие, мастерство, желание помочь ценятся среди всех народов без исключения. Толстой учит юных читателей не терять самообладания и не впадать в уныние даже, в самых безвыходных ситуациях, сохранять в себе присутствие духа, бодрость н оптимизм, призывает действовать, а не сидеть сложа руки.
11. Рассмотрите иллюстрацию Петрова. Почему художник выбрал именно этот эпизод для иллюстрации? На какие детали обращает он наше внимание?
Ю. Н. Петров выбрал именно этот эпизод для иллюстрации, для того чтобы показать мужество Жилина, его храбрость, стойкость, силу духа. Даже в такой ситуации, оставшись один на один с целым отрядом горцев, без ружья, он сражается до последнего. Художник обращает наше внимание на то что упав с лошади Жилин тут же пытается подняться, не желая сдаваться противнику и попасть в плен.