В мире художественного слова М. Ю. Лермонтова. Ответы к стр. 160-164

1. Как вы понимаете слова и выражения: нынешнее племя; зимние квартиры; у наших ушки на макушке; уж постоим мы головою за родину свою; рождён был хватом; ломить стеною; слуга царю, отец солдатам?

Нынешнее племя — современное поколение;
зимние квартиры — дома, в которых солдаты останавливались на постой в зимнее время;
у наших ушки на макушке - настороже;
уж постоим мы головою за родину свою - защищая свою родину, мы готовы отдать за нее жизнь,
рожден был хватом - родился удалым, отважным человеком;
ломить стеною - все вместе, сообща,
слуга, царю, отец солдатам - человек, верный своему долгу, но при этом сохраняющий человечность, тот, кто не стремится выслужиться за счет солдат, а исполняет свой долг, заботясь о них.

2. Какое значение имеют слова басурманы, мусью, заутра ? Назовите слово с отрицательной окраской.

Басурманы - люди иной, не христианской, религии (негативно окрашенное слово);
мусью - месье;
заутра - наутро, поутру.

3. Какие черты устного народного творчества можно найти в стихотворении «Бородино»?

Черты устного народного творчества в стихотворении: кольцевая композиция (стихотворение начинается и завершается практически одними и теми же строками, это своего рода зачин и концовка), монолог, повторы, три дня сражений, причем третий - решающий, изобразительно-выразительные средства (эпитеты, в том числе постоянные: в земле сырой), разговорная, просторечная лексика (заутра, дядя, разгуляться на воле, ушки на макушке, угощу я друга, ломить стеной, в этакой безделке н др.)

4. В стихотворении происходит своеобразный диалог старого и молодого солдата. Найдите и зачитайте примеры диалогической речи. Обратите внимание на то, как часто в разговор со старым солдатом вступает солдат молодой.

Диалог - разговор двух человек.
Монолог - речь одного человека. У молодого солдата только одна реплика (первая строфа), все остальное - это монолог старого солдата.

5. Почти всё стихотворение — это рассказ старого солдата о Бородинском сражении, то есть его воспоминания. Найдите в словаре и выпишите значения слов диалог и монолог. Подумайте, почему М. Ю. Лермонтов предоставляет слово солдату — участнику Отечественной войны 1812 года?

М. Ю. Лермонтов предоставляет слово солдату - участнику Отечественной войны 1812 года, потому что рассказать об этом событии более достоверно и объективно может лишь очевидец, солдат, участвующий в сражении, а не посторонний человек, знающий о нем понаслышке.

6. Строки с риторическим восклицанием

Риторическое восклицание «Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» выражает нетерпение молодого солдата, его желание узнать правду, услышать подтверждение этим словам.
Риторическое восклицание «Богатыри - не вы!» подчеркивает слова старого солдата, его убеждение в том, что нынешнему поколению вряд ли удалось бы совершить подобный подвиг.
Риторическое восклицание «Не будь на то Господня-воля, не отдали бы Москвы!» проникнуто горечью свершившегося факта.
С помощью риторического восклицания "Есть разгуляться где на воле!" ярко описывается простор поля для сражения, его обширность.
Риторическое восклицание «И думал: угощу я друга!» передает чувства бойца перед боем, его готовность к сражению.
Риторическое восклицание «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!» выражает общее настроение солдат, нх готовность отдать жизнь, защищая родину.
Риторическое восклицание «Вам не видать таких сражений!» подчеркивает масштабность битвы, ее грандиозность и исключительность.

7. Звук пролетающего ядра создается с помощью повторяющегося звука У (летУчий, францУзы, тУчи). Повторение одинаковых гласных звуков называется ассонансом. Ассонанс служит для создания звукового образа, усиливает эмоциональность поэтической речи.

Звук пролегавшего ядра создается с помощью повторяющегося звука У: летУчий. францУзы, двинУлись. тУчи, редУт, драгУны, промелькнУли, тУт». Повторение одинаковых гласных звуков называется ассонансом. Ассонанс служит для создания звукового образа, усиливает эмоциональность поэтической речи.

8. В отрывке из стихотворения найдите примеры аллитерации, и объясните роль этого выразительного средства в создании картины боя. Отрывок определите сами.

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность

В отрывке, начинающемся строкой «Вам не видать таких сражений!» представлен пример аллитераций. Повторяющиеся звуки 3 п С позволяют передать свист снарядов, визги картечи: звучал булат, картечь виЗЖала. Звук Р в следующей строфе создает ощущение тряски: земля тряслась - как наши гРуди, вРаг, Русский. Рукопашный. оРудий.

9. ... Выпишите из текста слова, которыми поэт называет русских солдат. Этих слов почти в 3 раза больше. Почему? Назовите самые выразительные, на ваш взгляд, слова...

В стихотворении "Бородино" М. Ю. Лермонтов называет русских солдат следующими словами: "вся Россия", "люди" (3 раза), "богатыри" (2 раза), "мы" (9 раз), "старики", "командиры", "полковник наш", "наши", "ребята", "братья", "все", "товарищи", "могучее, лихое племя" (2 раза). Этих слов намного больше, чем тех, которые обозначают французов, так как Лермонтов хотел показать героизм и единство русских солдат — "мы" в тексте встречается 9 раз. Самые выразительные слова, передающие храбрость русских солдат: "были люди в наше время", "богатыри", "боя ждали", "пойдём ломить стеною", "умереть мы обещали и клятву верности сдержали", "рука бойцов колоть устала", "изведал враг не мало", "русский бой удалый, наш рукопашный бой", "были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять".

Слова, которые поэт употребляет, называя русских солдат, это слова «мы» и «наш»: мы долго молча отступали, у наших ушки на макушке, мы пойдем ломить стеною, два дня мы были в перестрелке. Мы ждали третий день, но тих был наш бивак открытый, как наши братья умирали, и умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой и все на наш редут, все промелькнули перед нами, как наши груди, наш рукопашный бой, считать. Мы стали; раны, были люди в каше время. С помощью этих местоимений солдат подчеркивает единство русских воинов в битве, их слитность, единение, это не отдельно взятые герои, а именно войско, народ.

10. Как думаете почему поет использует обратный порядок слов – инверсию?

Обратный порядок слов отличается от привычного, придает повествованию особую выразительность, позволяет передать чувства волнения, гордости, горечи.

11. Внимательно перечитайте отрывки стихотворения, начинающиеся словами: «Да были люди в наше время...» (они расположены в начале и I» конце рассказа старого солдата). Это своеобразное обрамление стихотворения, представляющие ee как бы зачин и концовку. Найдите подтверждение этому тезису.

В конце стихотворения строки меняются, приобретают интонацию заключения, вывода. Старый солдат словно подводит итог своему повествованию, поэтому слова «Не то что нынешнее племя» заменяются на -(могучее; лихое племя», а слово «не будь на то» -на слово «когда».

12. Действительно ли по-дружески, по-братски относится к неприятелю русский солдат, который рассказывает...

Употребление в монологе обращений «друг» и «брат» русским солдатом вовсе не означает дружеского, братского отношения к врагу. Эти слова являются многозначными, и их часто используют з качестве, фамильярного, а то и грубоватого обращения к незнакомому человеку. Возможно, с помощью этих слов подчеркивается равенство сражающихся: и русские, и французские солдаты находятся в одинаковом положении на поле боя одинаково подвергают свою жизнь опасности.

13. Если мы выпишем из произведения М.Ю. Лермонтова все слова, которые использовал автор для описания битвы, то получится следующий ряд: схватки (боевые), боя, (к) бою, (в) перестрелке, (в Бородинский) бой, (таких) сражений, (русский) бой, бой (удалый), (наш рукопашный) бой, бой (затеять новый). Какое слово встречается чаще и почему?

Чаше встречается слово «бой», потому что оно самое лаконичное и емкое из всех. Так называют и битву, и драку, и борьбу, и поединок.

14. Выпишите из текста стихотворения сравнения. Какую роль они играют в описании сражения?

Французы двинулись, как тучи - сравнение подчеркивает многочисленность противника, его угрожающую силу.
Носились знамена, как тени, земля тряслась, как наши груди - сравнения рисуют картину боя, позволяют ярче его представить.

15. Прочитайте отрывок из стихотворения «Бородино». Найдите метафоры и объясните, какие грани изображаемых событий они усиливают в данном отрывке.

Носились знамена - мелькали, стремительно перемещались;
в дыму огонь блестел - сквозь дым сражения видны залпы огня;
звучал булат, картечь визжала - создается звуковая-картина боя наполненного самыми разными звуками орудий;
рука бойцов колоть устала - метафора подчеркивает масштабность сражения, его всеохватность;
гора кровавых тел - множество убитых и с той и с другой стороны.
Вывод: метафоры усиливают движения, цвета, звуки боя подчеркивают его масштабность и грандиозность.