Стр. 85
Упражнение 136. Сравните словосочетания в каждой группе. Придумайте и запишите свои словосочетания с данными словами. Докажите, что словосочетания делают нашу речь более точной.
Дерево — высокое дерево, дерево в саду, стол из дерева, лиственное дерево, низкое дерево, раскидистое дерево, красивое дерево, дерево в лесу.
Урожай — урожай яблок, богатый урожай, урожай картофеля, осенний урожай.
Кофе — чёрный кофе, сладкий кофе, растворимый кофе, кофе без кофеина.
Упражнение 137. Составьте и запишите словосочетания по образцу.
Образец. Писать (что?) письмо. Писать (кому?) другу. Писать (как?) старательно. Писать (когда?) утром.
1. Рисовать (что?) картину. Рисовать (чем?) красками. Рисовать (в чём?) в альбоме. Рисовать (для кого?) для мамы. Рисовать (как?) старательно.
2. Дружба (с кем?) с Геной. Дружба (какая?) крепкая.
3. Беречь (что?) книги. Беречь (от кого?) от хулиганов. Беречь (для кого?) для потомков.
4. Урожай (какой?) богатый. Урожай (чего?) картофеля. Урожай (чей?) наш.
Упражнение 138. Прочитайте текст С. Аксакова. Найдите в нём словосочетания. В каждом словосочетании поставьте вопрос от слова к слову. Запишите по образцу.
Образец. Снегири (какие?) красногрудые. Выбрались (откуда?) из чащи. Из чащи (какой?) ....
Красногрудые снегири выбрались из лесной чащи.
Теперь их можно часто увидеть в садах и огородах.
Их скрипучие песни тихо раздаются в голых кустах и деревьях.
Снегири (какие?) красногрудые. Выбрались (откуда?) из чащи. Из чащи (какой?) лесной.
Увидеть (как?) часто. Увидеть (где?) в садах и огородах. Увидеть (когда?) теперь.
Песни (какие?) скрипучие. Раздаются (как?) тихо. Раздаются (где?) в кустах. Раздаются (где?) в деревьях. Кустах (каких?) голых.