Ответы к странице 131
Упражнение 267, с. 131
Спишите, употребляя глаголы в прошедшем времени; обозначьте их род.
1. ГАБТ (выехать) на гастроли за рубеж (театр).
2. ТЮЗ (показать) новый спектакль (театр).
3. ГЭС (начать) вырабатывать электрическую энергию (станция).
ГАБТ (м. р.) выехал на гастроли за рубеж.
ТЮЗ (м. р.) показал новый спектакль.
ГЭС (ж. р.) начала вырабатывать электрическую энергию.
Упражнение 268, с. 131
Спишите. Подчеркните сложные слова. Какие из них сложносокращённые? Что они обозначают?
Как образовано выделенное слово?
Постройте схему сложного предложения.
1. Командир дивизии сразу после ранения категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП. 2. На огибавшей развалины тропке появился адъютант генерала. Он шёл от миномётчиков. «А где комдив? Уехал?» — спросил он на ходу. З. Дверь распахнулась‚ и в подвал ввалился комбат, старший лейтенант Рябченко.
(К. Симонов)
Сложные слова: медпункт, КП, миномётчиков, комдив, комбат. Все слова, кроме миномётчиков, сложносокращённые: медпункт — медицинский пункт, КП — командный пункт, комдив — командир дивизии, комбат — командир батареи.
Сложное существительное миномётчик образовано от сложного существительного миномёт суффиксальным способом с помощью суффикса -чик-, а оно, в свою очередь, образовано от основ слов мина и метать. Словообразовательная цепочка: миномётчик ← миномёт ← мина, метать.
Дверь распахнулась‚ и в подвал ввалился комбат, старший лейтенант Рябченко.
[1) __ == ], и [2) == __ , __ ].
Упражнение 269, с. 131
Диктант. Подчеркните непроверяемые гласные в корнях слов. Графически обозначьте вставленные орфограммы. Для чего можно использовать данные слова и словосочетания?
Эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной календарь, льняной скатертью, длинной бахромой, в глинян[ом] графине, прикрыть салфеткой, карниз над окном, батарея центрального отопления, паркетный пол, деревянную кровать, выход на балкон, оградительная решётка, прекрасную квартиру, абажур под потолком.
Эти слова и словосочетания можно использовать для описания квартиры.
Упражнение 270, с. 131
Сочинение. Рассмотрите репродукцию картины Р. Ф. Хузина «У окна». Что изображено на картине? Какое это время года? Что делает мальчик? Подумайте, в какой последовательности вы будете описывать картину. Составьте план своего сочинения.
Сочинение по картине Р. Ф. Хузина «У окна» ©
На картине Р. Ф. Хузина «У окна» мы видим зимнее утро. Маленький мальчик с интересом смотрит в окно, наблюдая за тем, что творится на улице. Он отложил в сторонку свои карандаши и рисунки и смотрит на дворника, прибирающего двор.
На переднем плане картины изображен чистый белый подоконник, на который опирается локтями малыш. Слева от ребёнка стоит горшок с геранью, а справа - рисунки, карандаши и игрушки. Мальчик одет в клетчатую рубашонку и темные штанишки. Зритель не видит его лица, но поза малыша говорит о том, что ему очень интересно наблюдать за происходящим. Может быть, ему наскучили игры и игрушки, и он хочет погулять на улице, подышать свежим воздухом. Его внимание устремлено к оконному стеклу.
А за окном зима. Снег укрыл и землю, и дома, и деревья, их ветви покрыты белым инеем. С раннего утра трудится дворник, подметает улицу, но придет следующий день, и снова выпадут горы снега. Малыш еще не понимает, что такое мороз и тяжкий каждодневный труд. Он просто с любопытством и интересом смотрит в окно на бело-голубые переливы зимы.
Картина отлично передает эмоции, настроение ребёнка. Глядя на неё, я представляю выражение личика этого малыша, его широко раскрытые глаза и удивление на лице, ощущаю холод зимы за окном и уют квартиры.