Ответы к странице 17

Упражнение 29, с. 17

Какой звук повторяется в стихотворении “Гном и гром” А. Кондратьева чаще всего? Как вы думаете, почему?

И в лесу,
И возле дома
Умный Гном — боится Грома!
Загрохочет в тучах Гром.
Умный Гном — сейчас же в дом.
Ведь всегда У Гнома дома —
Есть громоотвод от Грома!

В стихотворении А. Кондратьева чаще всего повторяется звук [г], так как в нем написано о грозе, гремящем над головой Гнома громе. Звук [г] похож на раскаты грома, он хорошо подходит для описания грозы.

Упражнение 30, с. 17

Прочитайте скороговорки вначале медленно, затем быстро, выделяя голосом повторяющиеся сочетания звуков. Сколько в первой скороговорке звонких согласных? Сколько во второй скороговорке глухих согласных?

• Как произносится буква б в словах краб, грабь и буква с в слове сделал?

1. Краб крабу сделал грабли,
Подарил грабли крабу.
2. Грабь граблями гравий, краб.

В первой скороговорке 20 звонких согласных звуков, включая сонорные [р], [л]:  к[р]аб к[р]а[б]у [зд]е[л]а[л] [гр]а[бл’]и, по[д]а[р’]и[л] [гр]а[бл’]и к[р]а[б]у.

Во второй скороговорке 3 глухих согласных звука: гра[п’] граблями гравий, [к]ра[п].

Буква б в словах краб, грабь произносится глухо: кра[п], гра[п’] , буква с в слове [з]делал произносится как з.

Упражнение 31, с. 17

Произнесите слова правильно.

Скворе́чник [шн], яи́чница [шн], алфави́т, сантиме́тр, музе́й [з’], звони́т, пóнял, щаве́ль, жалюзи́, балова́ть, ба́нты, воро́та, те́ннис [тэ].

Упражнение 32, с. 17

Прочитайте выразительно стихотворение. Выпишите: а) слова с безударным е в корнях; б) одно слово с оглушением звонкого согласного на конце. Выполните фонетический разбор выделенных слов.

На кровлях тихих дач и в поле на земле
Чернеют птицы. В ясную погоду
Мелькают стаями в осенней светлой мгле,
Как лёгкий дым, плывут по небосводу.

И роща бедная, умильно дорожа
Цветными листьями на тонких чёрных прутьях,
Не ропщет, не шумит и слушает, дрожа,
Разгул ветров на перепутьях.
(С. Маршак)

а) (На) земле, чернеют, мелькают, (по) небосводу, цветными, ветрóв.
б) Ветрóв.

(на) земле1 [з’имл’э]
зе-мле
з — [з’] — согл., звонк. парн., мягк. парн.
е — [и] — гласн., безуд.
м — [м] — согл., сонорн. (зв.непарн.), твёрд. парн.
л — [л’] — согл., сонорн. (зв.непарн.), мягк. парн.
е — [э] — гласн., ударн.
5 б., 5 зв.

чернеют1 [ч’ирн’эй’ут] 
че-рне-ют
ч — [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
е — [и] — гласн., безуд.
р — [р] — согл., сонорн.  (зв.непарн.), твёрд. парн.
н — [н’] — согл., сонорн. (зв.непарн.), мягк. парн.
е — [э] — гласн., ударн.
       [й’] — согл., сонорн. (зв.непарн.), мягк. непарн.
ю 〈
      [у] — гласн., безуд.
т — [т] — глух. парн., твёрд. парн.
7 б., 8 зв.

• Когда употребляется разделительный ъ, а когда — ь? От каких условий зависит употребление и неупотребление буквы ь:
а) на конце слова;
б) между согласными внутри слова?

Разделительный ъ употребляется после приставок на согласный перед гласными е, ё, ю, я: въезд, съёмка.
Разделительный ь пишется после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и: зелье, ружьё, вьюнок, обезьяна, ручьи.
Буква ь пишется для обозначения мягкости всех согласных, кроме ч, ш:
а) на конце слова ь употребляется:
        у существительных 3-го скл.: мышь, мель;
        в глагольной форме инфинитива: испечь, жить, купаться;
        в окончаниях 2-го л. ед. ч.: сидишь, поёшь;
б) между согласными внутри слова:
      в середине слова перед твёрдым согласным: долька, полька;
      в середине слова между мягкими согласными, если при изменении слова второй мягкий согласный становится твёрдым:  коньки — коньков, возьми — возьму.
Обратите внимание!
Буква ь не пишется между двумя буквами л: аллея, интеллект;
между согласными нн, нч, нщ, рщ, рч, чк, чн, щн:   ранний, венчик, банщик, сварщик, верчу, печка, прочный, помощник.