Ответы к странице 101
Упражнение 205, с. 101
Прочитайте слова в правой колонке. Все ли они имеют тот же корень, что и слова в левой колонке? От каких слов образованы остальные слова?
Образец. Письмо → письменный, письмецо.
Вода → водяной, водян истый, водитель, подводник.
Белый → белизна, побелить, беловатый, беличий.
Зима → зимний, зимушка, перезимовать, зимов щик.
Водить → води тель.
Белка → белич ий.
Упражнение 206, с. 101
Составьте словосочетания, используя слова из двух колонок. Если существительные употребляются с двумя прилагательными, запишите оба словосочетания. Обозначьте морфемы, которыми различаются однокоренные прилагательные.
Дружный, дружеский |Семья, просьба
Обидный, обидчивый |Замечание, название, ребёнок
Удачный, удачливый |Охотник, поход, сочинение
Хлопотливый, хлопотный | Ласточки, пчёлы, день
Дружная семья, дружеская просьба.
Обидное замечание, обидное название, обидчивый ребёнок.
Удачный поход, удачное сочинение, удачливый охотник.
Хлопотливые ласточки, хлопотливые пчёлы, хлопотный день.
Упражнение 207, с. 101
Прочитайте и озаглавьте текст. Вспомните и запишите всех членов семейства корня -уч-, обозначьте значимые части слов.
Большая семья маленького корня
Жил-был корень -уч-. И вот надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставки и суффиксы объединяться с ним. Прошло время, и превратился маленький-премаленький корень-корешок -уч- в огромное семейство слов.
(В.Волина)
Варианты заглавия текста: «Корень-корешок», «Большая семья маленького корня».
Уче ник☐, учи ть ся, учеб ник☐, учи тель☐, учён[ый], выучи ть, самоучи тель☐, изуча ть, поучени[е], учеб н[ый], научи ть.
Можно сделать вывод, что корень -уч- в современном языке употребляется только в связке с другими морфемами. Такие корни называются связанными.